воскресенье, 27 октября 2013 г.

Военный и государственный деятель А.П. Ермолов в творчестве М.Ю. Лермонтова

Пред ним, за ним нет пышных титл, 
Не громок он средь гордой знати, 
Но за него усердный глас молитв 
Непобедимой русской рати. 
Жуковский. К портрету А.П.Ермолова

Портрет генерала А.П. Ермолова.
Художник П. Захаров, 1843 г.
Алексей Петрович Ермолов - русский военачальник и государственный деятель, участник многих крупных войн, которые Российская империя вела с 1790-х по 1820-е. Генерал от инфантерии (1818) и генерал от артиллерии (1837). Главнокомандующий на первом этапе Кавказской войны (до 1827 года).  Бесспорно принадлежит к числу выдающихся военных и государственных деятелей России. По отзыву декабриста М. Ф. Орлова, имя Ермолова «должно служить украшением нашей истории». «Подвиги Ваши — достояние Отечества, и Ваша слава принадлежит России», — писал Ермолову А. С. Пушкин. Ермолов был воспет в стихах Пушкина, Лермонтова, Жуковского, декабристов Кондратия Рылеева, Федора Глинки, Вильгельма Кюхельбекера. 
В августе 1827 г. Ермолова посетил его ближайший родственник и большой друг Денис Давыдов. В 1829 г. А. С. Пушкин по пути на Кавказ специально сделал крюк в 200 верст, чтобы заехать в село Лукьянчиково к Ермолову, который принял его «с обыкновенною любезностию». Позже, также по пути на Кавказ, у Ермолова бывал М.Ю. Лермонтов

В 1841 году в очерке «Кавказец» Лермонтов воссоздает портрет того нового типа русского офицера, который возник за полвека кавказских войн: «Кавказец есть существо полурусское, полуазиатское; наклонность к обычаям восточным берет над ним перевес, но он стыдится ее при посторонних, то есть при заезжих из России. Настоящий кавказец человек удивительный, достойный всякого уважения и участия. До восемнадцати лет он воспитывался в кадетском корпусе и вышел оттуда отличным офицером; он потихоньку в классах читал „Кавказского пленника“ и воспламенялся страстью к Кавказу». 
Среди неизменных примет «кавказца» поэт называет кинжал и бурку, замечая: «бурка, прославленная Пушкиным, Марлинским и портретом Ермолова». Сам Лермонтов на известном автопортрете 1837 г. тоже изобразил себя с саблей и буркой. Он стал типичным офицером-кавказцем, только, как и А.А. Бестужев-Марлинский, погибший в бою с горцами, не по своей воле. Под пули горцев ссылали декабристов, та же участь в 1837 г. постигла Лермонтова за 16 заключительных строк стихотворения «Смерть Поэта». Лермонтов оказался на Кавказе при начальнике Кавказской линии генерал-лейтенанте П. X. Граббе, который, в отличие от своего предшественника И. Ф. Паскевича, не «выбивал», а, наоборот, возрождал в солдатах и офицерах «дух Ермолова», поскольку в Отечественную войну 1812 г. был его адъютантом и в дальнейшем сохранил с ним самые дружеские отношения. 

Благодаря Граббе, в 1841 г. состоялась в Москве встреча опального поэта с опальным генералом. Лермонтов, получив от Граббе отпускной билет на два месяца, прибыл 17 апреля в Москву с письмом от него к Ермолову. Перед героем Бородина предстал не только боевой поручик-кавказец, но и автор поэмы «Бородино», автор опубликованных в 1840 г. «Казачьей колыбельной песни», «Валерика» и «Героя нашего времени», в котором он обессмертил образ ермоловского служаки Максима Максимовича. 

О том, как высоко ценил Ермолов Лермонтова, можно судить по его словам, записанным известным историком П. И. Бертеневым: «Уж я бы не спустил этому Мартынову. Если бы я был на Кавказе, я бы спровадил его; там есть такие дела, что можно послать да, вынувши часы, считать, через сколько времени посланного не будет в живых. И было бы законным порядком. Уж у меня бы он не отделался. Можно позволить убить всякого другого человека, будь он вельможа и знатный; таких завтра будет много, а этих людей не скоро дождешься». Герой Кавказа был убежден, что «поэты суть гордость нации», их надо беречь.

понедельник, 21 октября 2013 г.

"На берегах светлой Суры ..."

Река Сура одна из живописнейших рек Приволжской возвышенности и самая большая река Пензенской области по протяженности и водности. Берет начало на Приволжской возвышенности (с. Сурские Вершины в Ульяновской области), течет на Запад, делает изгиб в центре Пензенской области и течет далее на Север через территорию Мордовии, Чувашии и в Нижегородской области, впадает в Волгу. Перед Пензой и ниже её Сура блуждает по пойме, образует старицы, протоки, появляются песчаные косы, острова, многочисленные мели. Образ Суры запечатлен в произведении М.Ю. Лермонтова "Вадим", на картинах художников и современных фотоснимках.

Левитан И.И. Волга с высокого берега (Сура с высокого берега), 1887 год
Холст, масло 20x34 см
Тверская областная картинная галерея

Левитан И.И. Разлив на реке Суре, 1887 год

Виталий Стройнов. Река Сура. После дождя, 2012 год
Холст, масло, 60x40 см

Действие неоконченного юношеского романа М.Ю. Лермонтова «Вадим», посвященного Пугачевскому бунту, разворачивается в Пензенской губернии, где неоднократно упоминаются реки Сура и Ока. Сура протекает по Пензенской губернии и лишь перед слиянием с Волгой течет в пределах Симбирской. Ока, до начала XIX века, служила естественной границей Пензенской провинции с севера. Ряд деталей в описании растительности и пейзажа (холмы, курганы, глинистые обрывы) подтверждают, что Лермонтов изобразил в «Вадиме» пензенскую природу. 

Дом Бориса Петровича стоял на берегу Суры, на высокой горе, кончающейся к реке обрывом глинистого цвета; кругом двора и вдоль по берегу построены избы, дымные, черные, наклоненные, вытягивающиеся в две линии по краям дороги, как нищие, кланяющиеся прохожим; по ту сторону реки видны в отдалении березовые рощи и еще далее лесистые холмы с чернеющимися елями, налево низкий берег, усыпанный кустарником, тянется гладкою покатостью — и далеко, далеко синеют холмы как волны.
М.Ю. Лермонтов, «Вадим», Глава V 

воскресенье, 13 октября 2013 г.

Насыщенные туристические выходные в "Тарханах". Фотоотчет

Выходные дни (12-13 октября 2013 года) запомнились большим числом экскурсантов - организованных школьных, студенческих и иных туристических групп, семейных пар с детьми и одиночных гостей музея-заповедника. Прошли десятки экскурсионных программ, банкетов и театрализованных балов лермонтовского времени "Минувших дней очарование ...", состоялись предзаказанные верховые прогулки на лошадях.




четверг, 10 октября 2013 г.

"Страницы журнала Печорина", Анатолий Эфрос

"А Печорин! Да за один его монолог можно и нужно было дать все звания и премии, которые у нас есть" 
Галина Фигловская об Олеге Дале




Фильм-спектакль по мотивам романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Год: 1975
Страна: СССР
Режиссер: Анатолий Эфрос
Сценарий: Анатолий Эфрос, Михаил Лермонтов
Жанр: драма
Возраст: 0+
Время: 87 минут