Лермонтов - звездная душа, родственная с тучами и бурями, тоскующий поэт, которому грезились воздушные океаны и с которым говорили демоны и ангелы.
Первые поэты, которых я читал, были народные песни, Никитин, Кольцов, Некрасов и Пушкин. Из всех стихов в мире я больше всего люблю "Горные вершины" Лермонтова (не Гете, Лермонтова).
"Очерки" 27 июля 1907. К. Д. Бальмонт
К. Д. Бальмонт. Портрет работы Валентина Серова (1905) |
К.Д. Бальмонт родился (4) 16 июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда, в дворянской семье. Еще в возрасте 9 лет поэт начинает писать свои первые стихотворения. Он обучается в Шуйской гимназии, но вскоре его исключают за принадлежность к нелегальному кружку. В 1886 году Константин поступает в Московский университет на юридический факультет, из которого за участие в студенческих беспорядках его исключают до 1888 года. Поэт добровольно переводится в Ярославский Демидовский юридический лицей, но его выгоняют и оттуда. В Ярославле Бальмонт много пишет. Углубляясь в работу, в 1890-х годах он издает сборники «В безбрежности» и «Горящие здания». Параллельно усиленно работает над различными переводами. С 1900-х годов у Бальмонта начинается один из важнейших творческих периодов. Он пишет огромное количество романтических стихов. Новые сборники «Литургия красоты», «Горные вершины» и другие приносят поэту широкую известность. После революции Бальмонт категорически не принимает новую власть и эмигрирует в Европу, где и проводит последние 20 лет жизни. В разных странах Константин публикует книги стихов «Дар Земле», «Светлый час», «Моё – ей. Стихи о России», а также свой известный перевод «Слова о полку Игореве».
За границей Константин Дмитриевич Бальмонт заболевает душевной болезнью и умирает в приюте «Русский дом» близ Парижа 23 декабря 1942 года (71 год назад).
"К.Бальмонт, блестящий профессор филологии и законодатель мод в поэзии создает цикл стихов о Лермонтове. Он состоит из четырех стихотворений. Говорят, о чем бы не писал поэт, он говорит о себе самом, ища в другом близкие черты. Но это не совсем так, если в его творчестве возникает фигура известная и яркая, тревожащая сознание:
Опальный ангел, с небом разлученный,
Узывный Демон, разлюбивший ад,
С первых строчек К.Бальмонт определяет главное, самое важное противоречие Лермонтова, ощущавшего себя Демоном - он изгнан с небес, но не желает оставаться на земле и снова туда стремится. Он мечется и не может до конца определить собственного места в мире, а потом глубоко несчастен. Отсюда мечтания, разочарования и преступления, которые он вынужден совершать. Образ окружен символами, обычными для мифов - ветры и бури, блеск высоких звезд. И этот образ оказывается в пространстве над землей. Перед нами тот, кто любил и чувствовал полет, и он вряд ли найдет успокоение на земле. Бальмонт, сам страдавший и вынужденный отправляться в изгнание, прекрасно это ощущал и передавал. Первое стихотворение и строится на противоречии с реальностью:
На празднике - как призрак похорон,
В затишье дней - тревожащий набат
Почти физически ощущается его противопоставленность миру. Таким ощущал себя и сам поэт, возникающий среди богемы, но для него чаще всего это была игра и поза, в то время как для Лермонтова стало реальностью самой. « Я другой, еще неведомый изгнанник» - писал он, сравнивая себя с всемирно знаменитым английским лордом Байроном.
Он знал, что не вписывается ни в какие рамки и системы. Обращает наше внимание поэт и на пейзаж Кавказа, такой любимый для Лермонтова- скалы, громады, именно в него должен был быть вписан бунтующий его герой и автор, изгнанный из привычного мира. Он так, где кипит война и обострены все противоречия".
Омичка Мистика
Произведения К.Д. Бальмонта, посвященные М.Ю. Лермонтову
Нет, не за то тебя я полюбил,
Что ты поэт и полновластный гений,
Но за тоску, за этот страстный пыл
Ни с кем неразделяемых мучений,
За то, что ты нечеловеком был.
О, Лермонтов, презрением могучим
К бездушным людям, к мелким их страстям,
Ты был подобен молниям и тучам,
Бегущим по нетронутым путям,
Где только гром гремит псалмом певучим.
И вижу я, как ты в последний раз
Беседовал с ничтожными сердцами,
И жестким блеском этих темных глаз
Ты говорил: "Нет, я уже не с вами!"
Ты говорил: "Как душно мне средь вас!"
Из цикла сонетов
* * *
Опальный ангел, с небом разлученный,
Узывный демон, разлюбивший ад,
Ветров и бурь бездомный странный брат,
Душой внимавший песне звезд всезвонный,
На празднике – как призрак похоронный,
В затишьи дней – тревожащий набат,
Нет, не случайно он среди громад
Кавказских – миг узнал смертельно-сонный.
Где мог он так красиво умереть,
Как не в горах, где небо в час заката—
Расплавленное золото и медь,
Где ключ, пробившись, должен звонко петь,
Но также должен в плаче пасть со ската,
Чтоб гневно в узкой пропасти греметь.
* * *
Он был один, когда душой алкал,
Как пенный конь в разбеге диких гонок.
Он был один, когда – полуребенок –
Он в Байроне своей тоски искал.
В разливе нив и в царстве серых скал,
В игре ручья, чей плеск блестящ и звонок.
В мечте цветочных ласковых коронок
Он видел мед, который отвергал.
Он был один, как смутная комета,
Что головней пожарища летит
Вне правила расчисленных орбит.
Нездешнего звала к себе примета
Нездешняя. И сжег свое он лето.
Однажды ли он в смерти был убит?
Комментариев нет:
Отправить комментарий