пятница, 17 октября 2014 г.

Путеводитель по "Тарханам". Дом ключника и людская изба

Дом ключника в "Тарханах"
В непосредственной близости от барского дома расположены две усадебные постройки, в которых жили дворовые крестьяне: дом ключника и конторщика, а также людская изба. Здания восстановлены на фундаментах лермонтовского времени, в них размещена единая экспозиция "Русский народ, этот сторукий исполин...". Ее материалы: домашняя утварь, повседневная и праздничная крестьянская одежда, орудия труда, домотканые вышитые полотенца, ткацкие станы, изобразительные материалы лермонтовского времени рассказывают о повседневном крестьянском быте и народных праздниках.
В экспозиции представлены документы XVIII - XIX веков, гравюры и литографии, изображающие сцены крестьянской жизни, материалы археологических раскопок. Они рассказывают об истории заселения и освоения земель, вошедших в состав имения Е.А. Арсеньевой, о его экономической культуре.
Крестьянский быт Тархан дал богатый материал для М.Ю. Лермонтова. Его произведениям, истоки которых поэт черпал в повседневной жизни села, посвящена литературная часть экспозиции в людской избе. Роман "Вадим", стихотворения "Родина" и "Бородино", поэма "Песня про царя Ивана Васильевича..." - произведения, которые, по словам В.Г. Белинского, свидетельствуют о кровном родстве их автора с народом: "Поэт... подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи".

Дом ключника в "Тарханах"



Интерьер дома ключника в "Тарханах"

Дом ключника в "Тарханах"

Интерьер дома ключника в "Тарханах"
Жизнь крестьян была хорошо знакома поэту с детства. Он играл с крестьянскими детьми, бывал в селе у "мамушки" - так Лермонтов называл свою кормилицу тарханскую крестьянку Лукерью Шубенину. Поэт посещал народные праздники, которые в Тарханах "встречались с большими приготовлениями, по старинному обычаю". Он хорошо знал и высоко ценил народное творчество, особую роль отводил песне: "Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях".
Народных песен в Тарханах Лермонтов слышал много. Как вспоминал С.А. Раевский, Святками ряженые приходили каждый вечер в барские покои, пели и плясали, потешая маленького барина. "На Троицу и Семик ходили в лес со всею дворней, и Михаил Юрьевич впереди всех. Поварам работы было страсть - на всех закуску готовили, всем угощение было", рассказывали тарханские "старушки" первому научному биографу поэта П.А. Висковатову. На поляне ставили березку, украшали ее лентами, цветами, водили хороводы, пели песни.
Исследователь тарханской поры поэта С.А. Андреев-Кривич отмечает: "Достаточно в современном селе Лермонтово послушать старинные песни, особенно когда они излагаются "сказкой", а не поются "на голос", чтобы понять, откуда лермонтовский "калашниковский" язык и стих: прямо от народа, от хранимого из веков национального стиха".

Катание в фаэтоне по Дальнему саду
Сценический мир бессмертных произведений поэта проиллюстрирован экспонируемыми в людской избе предметами быта, декоративно-прикладного искусства, изобразительными материалами с использованием современных технических средств визуализации. Это костюмы времен царствования Ивана Грозного, орудия восставших крестьян Пугачевского бунта, оружие и офицерские мундиры образца 1812 года, портреты героев войны с Наполеоном, русских государей Екатерины II и Александра I, издания произведений, иллюстрации к ним русских и советских художников.

Тарханские мастерицы. Ткацкий стан 19 века

Людская изба

Интерьер людской избы

Интерьер людской избы


Мастерская в доме ключника

Мастер-классы старинных тарханских ремесел, подробнее на сайте музея:


Комментариев нет:

Отправить комментарий