Игры тарханских детей, подростков, юношей и девушек заполняли весь их досуг. Забавам характерна была активная подвижность: скаканье, прыжки, бег наперегонки, бросанье игрового предмета в цель или ловля его (мяча), удары палкой по мячу, по чижу, по деревянному шару (шарку, как говорили в Тарханах), по деревянной чурке и др.
Самыми любимыми играми считались: жмурки (в Тарханах назывались «слепни», прятки (в Тарханах - «казаны», т. е. кости), лапта, горелки, «третий лишний», ручеек. Проходили игры возле дома, на улице, на сельской площади и за околицей. «Везде утехи есть толпе простонародной», - писал пятнадцатилетний Лермонтов.
С подросткового возраста особой любовью пользовалась лапта, в которой участвовали до 10-игроков в каждой из двух команд, парней и девушек. Надо было суметь без промаха сильно ударить по мячу, чтобы он, крутясь, летел далее ста метров, поймать мяч и запустить в убегающего противника, чтобы «запятнать» его и первым домчаться.
Городки — игра только «мужская». Мальчики, парни и даже мужики (каждая возрастная группа отдельно), человек 6-8 с обеих сторон, собирали все праздное население — зрителей. Шагах в 20-ти от черты на ровной площадке в вычерченном квадрате, не превышающем 2x2 метра, укладывали 5 круглых чурок (или «чушек», как называли в Тарханах), с черты надо было брошенной палкой выбить их из квадрата. Фигуры были разные. Так, уложенные 4 «чушки» в каждом из углов квадрата, с 5-ой в центре, назывались «письмом», и его «распечатать» - следовало снять одну за другой «печати», кончая центральной.
Фигуру в центре, похожую на окно, называли «бабушка, выгляни в окошко. На все давалось только 2-3 биты.
Лапта и городки относились к весенне-летним играм.
Зима — время для жмурок. Завязав полотенцем «слепню» глаза, 5-ти — 8-летние дети прячутся от него.
Играли в «репку»: один держится обеими руками за скобу двери, за ступеньку ли у печи, или за что другое, а второй обхватив его сзади, тянет, второго тянет третий, а третьего — четвертый … Когда первый (репка) не выдерживает, отпускает руки, все валятся на пол: выдернули репку! «Чушки» (двое на столе, на лавке щелкают по маленьким деревянным чурочкам, или чушкам, выбивая их у противника) заменяются игрой в «кошки-мышки», загадки-отгадки. В хорошую погоду катались на санках и ледянках с горы.
Мальчиком М.Ю. Лермонтов тоже любил саночное катание, как и всякие другие игры: «Зимою устраивалась гора, на ней катали Михаила Юрьевича, и вся дворня, собравшись, потешала его».
Девушки и парни вечерами на посиделках играли в фанты, в «огород», заводили песни и пляски, которые во время Великого поста запрещались до Пасхи.
С первого пасхального дня игры возобновлялись, и особой популярностью в течение месяца и дольше пользовалось «катание яиц».
В настоящее время усилиями сотрудников музея в «Тарханах» воссоздаются праздники Пасха, Троица, Семик, Святки и другие, а с ними оживают распространенные в прошлом народные песни, пляски и игры. Особенной популярностью пользуется забавная игра в «коршуна»: «коршун» нападает на «наседку с цыплятами», а та защищает их от него.
Интересно, что эта забава нравилась и родным М.Ю. Лермонтова, и ему самому. Родственница Михаила Юрьевича Е.А. Верещагина 10 января 1839 года писала дочери из Петербурга: «... У нас очень часто веселье для молодежи — вечера, сбирается все наше семейство. Танцы, шарады, игры, маскерады. Миша Лерм[онтов] часто у нас балагурит...». В другом письме от 6 марта того же года сообщала: «...Представьте себе Афанасия (брата Елизаветы Алексеевны) играющего все игры и, например, играли в коршуны, он матку представлял, а Миша Лер[монтов] коршуна».
Фольклорный праздник в "Тарханах", май 2013 года |
Автор: П.А. Фролов
Источник: Тарханская энциклопедия, л. 103-104
Комментариев нет:
Отправить комментарий