понедельник, 16 июня 2014 г.

Икона “Михаил Архангел” в церкви Марии Египетской

Писана маслом на доске (размер 127 x 61 см). 
Мастер неизвестен. 
Начало XIX века. 

Михаил Архангел – один из семи архангелов, вождь небесного воинства в борьбе с темными силами ада, победитель сатаны. Его почитание как покровителя в воинских делах восходит в христиансrой церкви к древнеqшим временам. Изображается Архистратиг во весь рост, в одежде воина над поверженным в прах сатаной. 

Для Е.А. Арсеньевой Михаил Архангел был одним из самых почитаемsх святых, ибо являлся покровителем и ее внука, и ее мужа Михаила Васильевича, о котором, она, несмотря на драматические обстоятельства его смерти, сохранила светлую память и писала, что нрав ее внука “и свойства совершенно Михаила Васильевича, дай Бог, чтоб добродетель и ум его был”. 

Известны два “облика” иконы, о которой идет речь. Они сильно различаются между собой. До реставрации иконы в 1972 году все изображение было выполнено в темных тонах, а трактовка образа святого была более жесткой, воинственной: тяжелые доспехи, щит, меч, мужественный облик архангела (мускулистые руки и шея). Главный же признак позднего (конца XIX века) письма – глаз на груди (всевидящее око). 

В 1972 году при реставрации предполагалась лишь очистка иконы от грязи, но при первой же пробе в “окошке” появились чистые и яркие тона старой живописи. После долгой и тщательной работы Михаил Архангел предстал во всей своей первоначальной красоте. На красноватом, грозовом фоне со сверкающими молниями он изображен во весь рост в полном воинском облачении – кольчуге и латах, с перевязью на груди крест-накрест; в левой руке щит и финиковая ветвь, в правой меч, за спиной видны крылья, на голове шлем в виде епископской шапки (митры). Но у Архангела нежное лицо, округлые подбородок и щеки, большие темные сияющие глаза под ровными бровями обращены вверх. Над головой его сияет надпись “Архангел Архистратиг Михаил”. В левом верхнем углу святое воинство: ангелы в шлемах. По композиции и манере исполнения икона близка к картине В.Л. Боровиковского “Михаил Архангел”. Обращает на себя внимание итальянское лицо святого. Единый стиль, в котором исполнены иконы Богоматери и Михаила Архангела подтверждают предположение о том, что они были заказаны Арсеньевой хорошему столичному мастеру, знавшему европейскую живопись и пользовавшемуся ее образцами.
Слева внизу на лицевой стороне иконы надпись: “Обличие Архангела Михаила списано с портрета М.Ю. Лермонтова работы Ф. Будкина”. 
По просьбе сотрудников музея она оставлена реставраторами в 1972 году, так как широко вошла в литературу о Лермонтове, хотя сделана по современной орфографии и относится, по всей вероятности, к 1930-1940 гг. 
Источник: Тарханская энциклопедия, л. 113-114.



Комментариев нет:

Отправить комментарий