Тарханское имение принадлежало бабушке поэта М.Ю. Лермонтова, богатой пензенской помещице Елизавете Алексеевне Арсеньевой (урожденной Столыпиной). Она приобрела его совместно с мужем Михаилом Васильевичем Арсеньевым в 1794 году у Ивана Александровича Нарышкина, внука Настасьи Александровны Нарышкиной, вдовы комнатного стольника Ивана Ивановича Нарышкина, которая в свою очередь купила имение у вдовствующей княгини Анны Михайловны Долгоруковой в 1762 году. Усадьбы Нарышкиных к тому времени полностью сгорела, и молодые супруги Арсеньевы устраивались здесь заново.
Помещики екатерининской закалки, они строили усадьбу в полном соответствии с требованиями своего времени и собственным положением в обществе: большой одноэтажный барский особняк на крутом берегу в тридцать с лишним комнат за восточной окраиной села; сады, спланированные по всем правилам архитектуры и усадебного благоустройства того времени; пруды, хозяйственные постройки, парк с неизменной беседкой, ажурные мостики, сирень и акация, террасы, липовая аллея, розарий и летний выход из гостиной в парк - все это с детства запомнилось поэту: и "уютный сад, обсаженный рябиной", и "беседка тайная" "на склоне гор близ вод" и "куст прелестных рост, взлелеянных весной".
Ранней весной 1815 года в Тарханы вернулись из Москвы Юрий Петрович Лермонтов, отставной капитан, с полугодовалым сыном Михаилом, супругой Марией Михайловной и Е.А. Арсеньевой, не одобряющей выбор единственной дочери. С этого времени для будущего поэта началась Тарханская пора.
Первый барский одноэтажный дом простоял недолго: Елизавета Алексеевна продала его на слом сразу же после преждевременной смерти в 1817 году от чахотки 21-летней дочери. На его месте возвели церковь во имя святой Марии Египетской, покровительницы Марии Михайловны. Новый дом, гораздо меньших размеров, был построен в нескольких саженях от прежнего. Поэт описывал его так: "Барский дом был похож на все барские дома: деревянный, с мезонином, выкрашенный желтой краской, а двор обстроен был одноэтажными длинными флигелями, конюшнями и обведен валом, на котором качались и сохли жидкие ветлы". Это был небольшой, скромный провинциальный помещичий дом в десять барских комнат, с обязательным набором парадных и жилых покоев, с передней, двумя входами - красным для господ и черным для дворовых, с верандой и балконами, с которых "видны были дымящиеся села луговой стороны, синеющие степи и желтые нивы". В 1908 году во время крестьянских волнений барский дом горел: его восстановили через год на старом фундаменте. В 1999 году была проведена реставрация здания с учетом всех известных документов и анализа аналогичных строений первой четверти XIX века.
Сейчас в доме размещена экспозиция "Лермонтов и Тарханы в контексте эпохи" ; она открыта в 2002 году и раскрывает тему судьбы поэта, навсегда связанной с "родными местами".
Общий вид усадьбы". Копия с работы Н. Гарднера, 1881 год |
Рядом с барским домом рос старый вяз, на котором устраивались качели. М.Ю. Лермонтов писал: "Среди двора красовались качели; по воскресеньям дворня толпилась вокруг них, и порой две горничные садились на полусгнившую доску, висящую меж двух сомнительных веревок, и двое из самых любезных лакеев, взявшись каждый за конец толстого каната, взбрасывали скромную чету под облака; мальчишки били в ладони, когда пугливые девы начинали визжать, и всем было очень весело. Надо заметить, что качели среди барского двора - признак отечески доброго правления".
Упоминание села Никольского Яковлевское тож в архивных документах.
1. Ревизская сказка 1811 года сентября 22 дня Пензенской губернии Чембарского уезда села Никольского Яковлевское тож, госпожи гвардии поручицы Елизаветы Алексеевны дочери по мужу Арсеньевой о состоящих мужеска пола дворовых людях и крестьян. ГАПО Ф.60, оп.4, ед.хр.172, спец.хран.48.
2. Ревизская сказка 1816 года марта 14 дня Пензенской губернии Чембарского уезда села Никольского Яковлевское тож помещицы корпуса капитанши Марьи Михайловны Лермонтовой о состоящих мужеска и женска пола крестьянах. ГАПО Ф.60, оп.4, ед.хр.172, спец.хран.48.
Комментариев нет:
Отправить комментарий