Венчание и свадебные гуляния — кульминационный этап бракосочетания, ему предшествовал целый ряд следующих друг за другом обрядовых сцен.
Первым этапом свадебного обряда считалось сватовство. По просьбе жениха его крестные родители или двое-трое близких родственников отправлялись в дом невесты, как правило в вечернее время, дабы застать всю семью. Сваты с порога воздавали честь хозяевам дома, величая их по имени-отчеству, не проходили в дом и не садились до тех пор, пока не будет предложено. Усаживались гости под балкой (матнёй), чтобы сватовство завершилось успехом. Сваты не сразу заводили речь о невесте, предварительно разговаривали о посторонних делах. Но не затягивали и, когда излагали цель своего посещения, то изъяснялись иносказательно — якобы ищут ярку для своего барашка и что в этом доме, по слухам, есть подходящая. Хозяева отвечали, что слухи эти напрасные и верить им рискованно и, даже когда сваты называли имя невесты, ее родители имели обыкновение поломаться, мол невеста еще молода и неразумна. Немедленное согласие расценивалось как поступок дурного тона. Сваты со своей стороны старались расписать жениха — мол и сокол ясный, и молодец добрый, русокудрый и ясноглазый.
В случае отказа сваты удалялись из дома, родители девушки провожали их почтительно, с благодарностью за оказанную им честь. Ссоры и насмешки не допускались ни с той ни с другой стороны. Бывали случаи повторного сватовства, а то и вовсе сваты приходили трижды, если им очень не хотелось упустить невесту.
Если же сватовство завершалось благополучно, то, покидая дом невесты, главная сваха дотрагивалась до печи рукой, чтобы заручиться ее помощью в благополучном исходе дела, говоря: «Как эта печь не сходит с места, так бы и от нас не отошла невеста».
Следующий этап — сговор или рукобитье, на котором отцы жениха и невесты договаривались, торговались. Родители невесты выговаривали кладку — выкуп с жениха, которую составляли хлеб (мукой или зерном), мясо, масло, другие съестные припасы, вино, одежда, обувь, домотканое полотно, деньги. Размер кладки зависел от возможностей родителей жениха, а также от невесты — если та была «так себе», то и кладка была невелика, а если же невеста попадалась видная, то и кладка возрастала, в нее могли включить корову и даже лошадь.
Слаженное уже дело иногда расклеивалось из-за кладки, то родители невесты запросят сверх меры, то родители жениха поскупятся, но бывало не скупость и жадность становились на пути к счастью, а обыкновенная бедность.
Кладка вносилась накануне венчания, в случае неустойки, со стороны жениха, оставалась в доме невесты и возврату не подлежала.
Когда стороны достигали договоренности, то отцы жениха и невесты били по рукам. Назначался день венчания, со стороны жениха ставилось на стол вино, со стороны невесты закуска. Очень красноречива частушка об этом этапе обряда, которую поют на пляске женщины:
Просватали меня
За бутылку вина.
Пускай дешево,
Зато за хорошего.
За сговором следовал запой, на котором жениха и невесту представляли друг другу, ставили среди избы, после поцелуя при всех, сажали рядом за стол на самое почетное место. На запой собиралась близкая родня и обговаривала все нюансы предстоящего торжества, после организационных вопросов хозяева приглашали гостей за стол и угощали вином и приготовленной заранее закуской.
Через три недели после запоя должно было состояться венчание, к этому времени невеста завершала подготовку приданого. В том, чтобы родители справили его как следует, прежде всего была заинтересована сама невеста, что возьмет она в дом супруга, то и станет ее собственностью. Если сундук ее не был набит к моменту сватовства, то в оставшиеся три недели она принимала все меры, чтобы его заполнить — в доме спешно кроили, шили, вязали, вышивали, красили наряды и постельное убранство.
Важную часть приданого составляла постель: перина, две подушки и более, ватола (домотканое шерстяное одеяло). Если невеста была бедна, то на жертвы шла мать и отдавала в приданое свою перину и подушки, если таковые имелись, чаще всего же невеста шила из холста матрац и молодой муж набивал его соломой, и новобрачные были рады тому, что спать придется не на голых досках.
Накануне бракосочетания у невесты собирался девичник — ближайшие подруги за небогатым столом (без вина), угощались пирогами и сладостями, пели ритуальные песни о любви, о замужестве, о разлуке. После девичника подруги должны были выпарить, вымыть и облачить в чистую одежду невесту. Банный ритуал выполнялся не в доме невесты, а у соседей или родственников, главное, чтобы изба находилась в противоположной стороне от дома жениха. После чего подруги приводили невесту домой и оставались с ней ночевать, утром же начинали готовить ее к венцу.
В доме жениха, накануне венчания, проводился другой ритуал — постель. Несколько молодых женщин из родни невесты в сопровождении одного-двух мужчин привозили приданое и стелили постель новобрачным. Жених встречал гостей у ворот, приглашал в дом, но те не торопились вносить драгоценный груз, а требовали выкуп. Торговались, спорили с шутками и прибаутками, обращались за сочувствием и помощью к участникам спектакля, наконец сторговывались за символическую сумму, полученные деньги поступали в распоряжение продавцов, которые делили их между собой, а приданое становилось собственностью жениха.
Получив выкуп, прибывшие сами застилали постель новобрачным, натягивали полог над приготовленной женихом кроватью, развешивали в простенках полотенца. Обычай требовал, чтобы на новой постели в предстоящую ночь спал мужчина, но никак не жених.
Когда постель была готова все желающие могли зайти и посмотреть на ее и оценить приданое невесты, этого момента терпеливо ждала праздная толпа, в основном ее составляли женщины и девушки. Этот ритуал считался обязательным — позволял дать общественную оценку приданому, участвующие в нем становились своего рода свидетелями на случай, если возникнет спор относительно собственности невесты.
Пока шел смотр приданого жених угощал посланников невесты вином и закуской. После первой рюмки те объявляли, что невеста прислала к завтрашнему бракосочетанию рубаху, за которую также полагается выкуп. Жених заранее запасался мелкими монетами и, когда получал подарок, бросал на стол деньги. Но, наперед, жениху подсовывали какую-нибудь рвань, тот примерял ее, сетовал мол, что будущая жена невнимательна, рубаха узка и коротка, либо, наоборот, широка и длинна и все это под общий смех и веселье. В конце концов, прибывшие от невесты женщины, вручали настоящий подарок — ладно скроенную и сшитую рубаху, но опять же за определенную плату, выкуп.
И наступал день венчания ...
И наступал день венчания ...
Полный вариант статьи «Свадебный обряд в Тарханах» в книге П.А. Фролова «Лермонтовские Тарханы»
Комментариев нет:
Отправить комментарий