понедельник, 22 апреля 2013 г.

Ответ Лермонтовского музея-заповедника "Тарханы" на публикацию Марьям Вахидовой "К престолу вечному Аллы ..."

Марьям Вахидова
филолог, журналист, публицист,
литературовед
В статье «К престолу вечному Аллы ...» Марьям Вахидова выдвигает свою версию вероисповедания М.Ю. Лермонтова, финальный фрагмент которой звучит так: «Не рожденные страдать, будут еще очень долго заблуждаться в оценке поэта и человека, который принял волю своего Творца и испил свою чашу страданий до последней капли. Но, когда пришел его последний час, он, как и хотел, оказался у подножия кавказских гор, откуда душа его вознеслась к престолу вечному Аллы. Потому что, признаемся себе, уточнив М. Синельникова, «выговаривая правду прямо и до конца, что автор самых проникновенных и чистых православных стихов» был не только отчасти, но в первую очередь – мусульманином. И это не только к Ней, но и к каждому из нас обращается поэт – гордо, мужественно, с достоинством, без тени сожаления за все пережитое, уходя от нас навсегда...». 

В данном случае красноречивее любых высказываний будут сохранившиеся архивные документы, на которые и опирается научный сотрудник Лермонтовского музея-заповедника "Тарханы" Валентина Николаевна Айкашева в своем ответе на публикацию Марьям Вахидовой.

В.Н. Айкашева, научный сотрудник
музея-заповедника "Тарханы"
Уважаемая Марьям Адыевна, в своей статье «К престолу вечному Аллы», Вы выдвинули весьма запутанную и даже абсурдную версию о происхождении и вероисповедании знаменитого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Хочется узнать, обращались ли Вы в своих изысканиях к первоисточникам? 
Так вот, сохранилось свидетельство о рождении М.Ю. Лермонтова с указанием его родителей: «Запись в метрической книге церкви Трех Святителей у Красных Ворот» (Москва) в 1-й части под №25 от 2 октября 1814 г. (документ приводится в орфографии 19 века): «В доме Господина покойного Генерала Майора Федора Николаевича Толя у живущего капитана Юрия Петровича Лермантова родился сын Михаил, молитствовал протоиерей Николай Петров с дьячком Яковым Федоровым, крещен тогоже октября 11 дня, восприемником был господин коллежский асессор Фома Васильев Хотяинцев, восприемницею была вдовствующая госпожа гвардии поручица Елисавета Алексеевна Арсеньева, оное крещение исправляли протоиерей Николай Петров, дьякон Петр Федоров, Дьячок Яков Федоров, пономарь Алексей Никифоров». (Данная запись была опубликована в журнале «Русская Старина» в 1873 г., т.8, кн.7, стр. 113-114 ). По православным канонам новорожденного, как правило, крестили в течение ближайших 3-10 дней после рождения. И этот документ однозначно доказывает, что отец Ю.П. Лермонтов и никто иной

Что же касается вопроса о принятии Лермонтовым мусульманства во взрослом возрасте, то на этот счет имеется документ «Опись имения оставшегося после убитого на дуэли Тенгинского Пехотного полка Поручика Лермонтова, учиненная 17 июля 1841 года», где перечислено следующее (документ приводится в орфографии 19 века): 
«1. Образ маленькой Св. Архистратига Михаила в Серебренной вызолоченной рызе - 1; 
2. Образ не большой св. Иоанна Воина в Серебрянной вызолоченной рызе - 1; 
3. Таковый же побольше Св.Николая Чюдотворца в Серебрянной рызе с вызолоченным венцом - 1; 
4. Образ маленькой - 1; 
5. Крест маленькой Серебрянной вызолоченный с мощами - 1». 
Уверена Вы знаете, что для мусульман считается непростительным грехом иметь при себе атрибуты христианского вероисповедания. А наличие икон и православного креста доказывает, что поэт был глубоко верующим христианином. Если бы М.Ю. Лермонтов перешел в ислам, то это считалось бы вероотступничеством, со всеми вытекающими отсюда последствиями. И, конечно, это стало бы известно его друзьям, которые не пошли бы на преднамеренное взятие на свою душу великого греха. Первоначально Лермонтов был похоронен в Пятигорске, как Вы знаете, согласно православным канонам. Потом его бабушке, Е.А. Арсеньевой, было разрешено перезахоронить внука в Тарханах, что она и сделала, соблюдая православный обряд погребения. 
Безусловно, Михаил Юрьевич был знаком с исламом и уважительно относился к религиозным чувствам народа, населяющего край, который он воспел в своих художественных и живописных произведениях. 
Ни в коей мере не хочу оскорбить Ваших чувств к Лермонтову, Пушкину, Толстому, но боюсь, что благодаря Вашему «пытливому уму и неординарным интерпретациям» и мифический герой Геракл тоже может стать чеченцем. 

75 комментариев:

  1. Да-а-а!Если уж сильно постараться, так и всю русскую классику к исламу притянуть можно:)

    ОтветитьУдалить
  2. а пушкин, вероятно, исповедовал Вуду?

    ОтветитьУдалить
  3. Вы правы, насчет Геракла. У нас, у чеченцев есть такой мифический герой и зовут его Г1ейрак. До сих пор можно услышать в народе комплимент человеку с неординарными физическими способностями "Хом ца Г1ейрак ву!", что значит "Да ты Г1ейрак (Геракл) просто!" А еще, Прометея на Кавказе приковали к горе. Можете проверить, думаю,источник информации вы найдете где-то среди древнегреческих.

    ОтветитьУдалить
  4. Отвечу на эту писульку исключительно из уважения к родине поэта! Господа сотрудники музея, стыдно спрашивать у выпускника школы, закончил ли он первый класс лет 10 назад? Смотреть в книгу и видеть... может только такой "научный сотрудник", как Айкашева. Но как можно подписаться гуртом на этот детский лепет, выдав его за "Ответ Лермонтовского музея-заповедника "Тарханы""? Помашите этими бумажками друг у друга перед носом, поскольку вы на такой случай и охраняете их. А опровергнуть Вахидову может только сама Вахидова. Что касается христианских атрибутов, то в шкафу мусульманина вы найдете иконы и не только, к которым он относится, как к предметам высокого искусства. Надеюсь, вы не поджарите их на своей сковородке за этот "непростительный грех"? Любите, господа, поэта, а не себя в поэте! Он ведь столько лет вас кормит! И обрящете Истину!.. Марьям Вахидова.

    ОтветитьУдалить
  5. ...а ещё у Михаила Юрьевича есть замечательное стихотворение "Русалка", из которого следует, что он был язычником. Ну, равно как и все люди, которые до сих пор стучат по дереву, празднуют Масленицу или обходят чёрную кошку:) Есть ещё одна замечательная легенда, уже из области нумерологии, дабы не затрагивать религию, ибо это табуированная, в общем-то, тема, крайне личная для каждого. Многие почитатели творчества Михаила Юрьевича слышали о "юбилейной" примете: в 1914 и 1941 Россия оказалась втянута в мировые войны, 1964 - "заговор против Хрущёва", 1991 - распад СССР... Теперь верящие в эту теорию люди с волнением ждут 2014 (особенно Олимпиаду и Чемпионат Мира по футболу) и думают, что что-нибудь стрясётся. По этому поводу замечательно высказался другой отечественный классик, Михаил Афанасьевич Булгаков: "Каждому по его вере". "Притянуть за уши", простите за грубое выражение, можно что угодно. Специалисты по истории Великой Отечественной Войны были бы рады, если бы план Гитлера по захвату Сталинграда провалился бы только потому, что не знающий историю русской классики немец назначил окончательную дату покорения города на ночь 14 октября (по старому стилю это как раз ночь со 2 на 3) - ведь тогда получается, что великий поэт хранит и любит свою страну и после смерти. Я и сам рад этой версии, но, к сожалению, доказать её навряд ли получится.

    ОтветитьУдалить
  6. (продолжение)Но мне, как крещёному человеку, трудно представить, например, чтобы мусульманин написал такие строки, как "Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...", или "Клянусь я первым днём творенья...", или строки про "тесный пусть спасения" и "венец терновый"... Не отрицаю, что, возможно, это как-то связано с литературоведческим понятием "лирического героя", и специалисты могут опровергнуть моё мнение. Если мыслить далее: безусловно, невооруженным взглядом видно, что Михаил Юрьевич интересовался кавказским фольклором и бытом, уважал ислам, и, насколько мне известно, даже немного говорил на нескольких кавказских языках. Но это никак не отменяет того, что русской культурой (своей родной, как я полагаю), он интересовался и ещё раньше. Заметка от 1830 года: " Как жалко, что у меня была мамушкой немка, а не русская — я не слыхал сказок народных; — в них, верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности", или та же история обработки народной песни "Что в поле за пыль пылит", и наброски её использования в тексте (это важный момент, о нём можно здесь почитать: http://lermontov.niv.ru/). В конце концов, есть же ещё "Еврейская мелодия" и "Жалобы турка" - их наличие никак не позволяет судить о принадлежности поэта к евреям или считать, что Турция - "этот край... моя отчизна!". В конце концов, я уважаю мнение обеих высказавшихся сторон и даже был бы рад, если бы Михаил Юрьевич действительно был родом с Кавказа, ведь наши народы по непонятной причине друг друга недолюбливают, мягко говоря, "и не хотят унять кровопролитья". Кстати, это цитата из "Ромео и Джульетты" в переводе Пастернака. А Шекспира,как мы помним, Михаил Юрьевич уважал и даже "заступался за него" в одном из своих писем. К тому же, поэт, насколько мне известно, сам верил в своих полумифических английских и даже испанских предков, в частности шотландского барда Томаса Лермонта. Так что лично мне, например, было бы отрадно, если бы память о великом поэте смогла объединить таким образом холодные друг к другу державы и народы. Но пока у различных версий нет каких-либо совершенно неопровержимых доказательств (например, генетической экспертизы). Поэтому не думаю, что нужно вызывать новые споры и таким образом не давать людям, особенно школьникам, которые постоянно натыкаются в Интернете на тысячи различных версий, элементарной возможности познакомиться с реальным вариантом биографии "второго (хоть на мой взгляд они и равновелики) поэта России". С уважением, Александр Михайлович Арбенин.
    P.S.
    ...И с грустью тайной и сердечной
    Я думал: жалкий человек.
    Чего он хочет!.. небо ясно,
    Под небом места много всем,
    Но беспрестанно и напрасно
    Один враждует он — зачем?..

    ОтветитьУдалить
  7. Уважаемый Александр Михайлович! Не могу не ответить Вам, поскольку слово Ваше проникнуто уважением к памяти поэта. А мне это бесконечно дорого! Я не говорю, что Лермонтов был мусульманином. Он просто не успел им стать! (Вот так наслаивается ложь в науке, когда ученые спорят, отталкиваясь не от первоисточника, а от интерпретаций его! Айкашева не поняла совершенно то, что прочла у меня, но с Вас-то другой спрос!..) Я нахожу, что в ритме, интонации стихов, в синтаксисе Лермонтова - поэтический рисунок молитвы мусульманина! (Моей Молитвы! которую я в день пять раз читаю, обращаясь к Аллаху!) А в отдельных стихах открытое обращение к Аллаху:
    Но сердца тихого моленье
    Да отнесут твои скалы
    В надзвездный край, в твое владенье,
    К престолу вечному Аллы...
    Мусульманин, тем более сын мусульманина и христианки мог, написать "Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...", потому что далее идет строка;
    Не ЗА СВОЮ МОЛЮ ДУШУ пустынную
    За душу странника в свете БЕЗРОДНОГО!..
    Слышите разницу в ритмах двух молитв?
    Что касается клятвы Демона: "Клянусь я первым днем творенья..." - это стопроцентный синтаксический и эмоциональный рисунок клятвы-проклятья (!) чеченцев! Может, и у других мусульман есть, но могу говорить только о том, что знаю наверняка. И еще. В русском языке прямой порядок слов, потому должно было бы быть: Я клянусь... В чеч. языке обратный порядок слов: Клянусь я... У Лермонтова в поэзии преобладает обратный порядок слов, т.е. нерусское построение фразы вообще, в отличие, к примеру, даже от Пушкина. (Кстати, эту особенность отмечают русские языковеды, работающие с иностранцами! Лермонтова иностранцам понять сложнее только потому, что пишет не по-русски!) Когда Лермонтов писал: "люблю... и их гортанный разговор", очевидно, он интересовался у чеченцев, как поэт, что придает их разговору экспрессию? - Глаголы. Которые всегда на первом плане! Речь получается краткая, кованая - речь не мальчика, но мужа! Для такого поэта, как Лермонтов, это находка. "Жалобы турка" - иносказание (Ср. Пушкина: Москва азиатская…) Читайте и в Р. S.:
    Ах! если ты меня поймешь,
    Прости СВОБОДНЫЕ НАМЕКИ;
    Пусть истину скрывает ложь:
    Что ж делать? - все мы человеки!
    «Еврейская мелодия», думаю, включена сюда потехи ради…
    «В горах Шотландии моей…» - поддержка мифа - официальной версии, не больше.
    Стихи эти можно включать в сборники, можно не включать – погоды не делают…
    Что касается посвящений Кавказу и Чечне, то их столько, что без них нет и Лермонтова – не о чем говорить…
    Не надо вводить школьников в заблуждение, пичкая их притянутой за уши биографией, в которой больше белых пятен в судьбе очень молодого человека. Пусть кто-нибудь в подтверждение своей версии, как это сделала я, исследует ВСЕ творчество Лермонтова и КАЖДУЮ строку объяснит, расшифрует и соберет воедино – в поэтическую биографию поэта! Убеждена – это будет одна биография. – Догадываетесь, думаю, какая… С уважением, М. Вахидова.

    ОтветитьУдалить
  8. Муслимова Миясат, ДГУ18 мая 2013 г. в 17:48

    Конечно, это не ответ на исследование Вахитовой. На сегодня, надо признать честно, никто не может противопоставить аргументы ее убедительной и всесторонне обоснованной версии о тайне рождения Лермонтова. Много лет преподавала литературу в школе и всегда ощущала неполноту, туманность, неисследованность биографии и связанных с ней вопросов, и только после блистательного, тончайшего и добросовестного труда Вахитовой все получило свою кристаллическую завершенность и ясность. Уважение к памяти Поэта, беззаветно любившего Кавказ, требует не таких пустых "ответов", как материал музея, а хотя бы немного приближенного к тому уровню исследовательской культуры, которую проявила Вахитова М.

    ОтветитьУдалить
  9. Марьям Вахидова19 мая 2013 г. в 09:09

    Миясат, спасибо, что подключились к разговору! Самое печальное, что статья моя опубликована в интернете 7 октября 2009 года, а музей "Тарханы", спустя годы, пишет "Ответ на...", будто только сейчас откопали в своих архивах то, что у каждого даже среднего школьника находится на полках домашней библиотеки! Но с каким апломбом все подано!..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По поводу новой «родословной» М.Ю. Лермонтова.

      Желание народов, больших и малых, быть представленными в мировой культуре именами гениев, великих и выдающихся людей, вполне объяснимо.
      Важно, чтобы оно не осуществлялось за счет подтасовки фактов, измышлений, сплетен и т.п.
      Иногда дело доходит до прямого оскорбления памяти поэта и его родителей, до искусственно придуманных «версий». По моральным основаниям музей не может просто отмолчаться.
      Таков случай с М.А. Вахидовой и её изысканиями. Мы вынуждены просто сказать, что они лишены обоснованности, доказательности и не опровергают известных документов и фактов. Можно выдавать желаемое за действительное, но это не путь науки.
      Музеи являются не только учреждениями культуры, но и научными центрами, поэтому удостоверенные знания — важный момент их жизни и деятельности. Итак, документы говорят следующее: отец М.Ю. Лермонтова — Юрий Петрович Лермонтов; мать — Мария Михайловна, урожденная Арсеньева. Поэт всегда оставался в лоне православной церкви, несмотря даже на некоторую моду в его время на атеизм [см. Н.П. Раевский. Рассказ о дуэли Лермонтова. // Лермонтов М.Ю. в воспоминаниях современников. — М.: Худож. лит., 1989, с. 425].
      Что же касается национального приоритета, то можно успокоиться на мысли о том, что гении обычно перешагивают рамки национальности и их творчество служит всем, раздвигая горизонты бытия и углубляя понятия о жизни, смерти, природе и человеке.

      Гл. н.с. Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы»
      Пугачев О.С.

      Удалить
    2. Уважаемая госпожа Марьям Вахидова
      филолог(?), журналист, публицист,
      литературовед (?) ведет себя как юный интернет- троль.Главное - возня вокруг нелепого сообщения . Чем абсурднее сообщение, тем лучше. Собрание глупостей выдается за научное исследование! Поразительно! И кто следующий?Тютчев, Блок, Цветаева? А почему только для русской культуры такая честь? А как было бы соблазнительно объявить чеченским поэтом Байрона, чеченским драматургом Шекспира... Как хорошо, что сфера интересов г-жи Вахидовой исключительно гуманитарная . Подумать страшно, если бы это была медицина.
      NM, Москва.

      Удалить
    3. Марьям Вахидова18 июня 2013 г. в 20:54

      Господа, не ваши ли это "научные" "открытия": «В неоконченной юношеской «Повести» описывается детство Саши Арбенина, ДВОЙНИКА самого автора. Саша с шестилетнего возраста обнаруживает наклонность к мечтательности... Лермонтов родился болезненным и всё детство страдал золотухой; но болезнь эта развила в ребёнке необычайyую нравственную энергию.
      ...Лишённый возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой игрушкой… В течение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привыкал побеждать страданья тела, увлекаясь грёзами души…» и т.д.
      Кто следующий? - Лев Николаевич Толстой! А там посмотрим...

      Удалить
    4. Марьям Вахидова18 июня 2013 г. в 21:06

      Специально для Пугачева. Думаю, что две последние войны всему миру показали, кто такие чеченцы. И авторитет каждый чеченец продемонстрировал свой, не прикрываясь гениями... Трусов гении не спасают. Но беспримерные подвиги рождают легенды и мифы. Неслучайно в те годы появилось восторженное: "Такой молодой и уже чеченец!" Так что быть Чеченцем - уже высокое звание, высокая честь! Но своими сыновьями чеченцы не разбрасываются, будь то Махмуд, Михаил, Абаз или Лев! - Все едино...

      Удалить
    5. Про мифическую чеченскую "честь" не время и не место. Ваша агрессия весьма характерна и совсем не удивляет. Удивляет фальшивый пафос и редкостный непрофессионализм . И не надо розгами и "великими" предками пугать - НЕ СТРАШНО! Н. Бранич

      Удалить
  10. ..."Бедные качели!"...Получается, что надо ждать, когда специалисты по точным наукам наконец изобретут машину времени. Честное слово, полезу туда первым, потому что нет сил терпеть такие "дебаты" вокруг личности одного из самых талантливых людей, когда-либо живших в России. Две цитаты меня мучают теперь, и одна из них- "А где же правда?..". А.М. Арбенин.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марьям Вахидова23 июня 2013 г. в 09:19

      Уважаемый Александр Михайлович, зачем Вам нужна машина времени? Достаточно просто самому прочесть то, что я пишу, с первого до последнего слова. Не дергая из контекста отдельные цитаты, как эти горе-читатели. Только вся картина целиком может дать представление о моем Лермонтове. Не оценить такой ТРУД Вы не можете. Зараженных великодержавным шовинизмом я не излечу. Моя задача рассказать предельно искренне то, что мне удалось прочесть в творчестве поэта, в котором зашифрована его творческая биография. То, о чем писали Тургенев, Салтыков-Щедрин, Боденштедт и др. Надеюсь, у Вас сложится личное отношение к тому, что Вы прочтете, поскольку Вам-то должно сметь СВОЕ суждение иметь. С уважением, Марьям В.

      Удалить
  11. Какое благодатное сейчас время — воруй, все что хочешь: чужие города, чужих гениев. А что у вас есть своего, М.Вахидова? И где вы были раньше со своим "открытием"?

    ОтветитьУдалить
  12. Жанр этих, с позволения сказать, исследований - "трэш-фэнтези". К литературоведению не имеют никакого отношения. Нет смысла уличать Вахидову в подтасовках фактов при изготовлении сенсаций в биографиях Толстого или Лермонтова. Эти откровения того не стоят. Может быть проще г-же Вахидовой и ей подобным фантазеркам потратить усилия на воспитание собственной национальной интеллигенции, с настоящими, а не купленными дипломами. Глядишь, лет через триста и собственные Толстые и Лермонтовы подрастут. Тогда не придется ничего придумывать и подтасовывать.
    Не филолог.
    После опусов г- жи Вахидовой слово филолог можно считать ругательным

    ОтветитьУдалить
  13. Бред этот "гуляет" по интернету лет пять-шесть. Есть, кажется, фильм такого же свойства этого же автора.. Но никому из серьезных ученых литературоведов не пришло в голову это обсуждать. НЕЧЕГО обсуждать. У госпожи , сподвижницы Дж. Дудаева в недалеком прошлом, мания величия. Ей мнится , что аж на столе у каждого школьника лежит сей опус. Бог с ней с автором. Ей все равно, что размещать в интернете, все равно о чем и о ком писать .У кого только она не пыталась обнаружить чеченские корни. Это - мания! Какие-то непонятные комплексы. НО, возникает вопрос , почему научные сотрудники уважаемого музея опровергают и обсуждают этот невозможный бред. ЗАЧЕМ? Уважаемые господа музейщики, зачем? Чтобы лишний раз привлечь внимание к псевдонаучному исследованию?
    С искренней любовью к Лермонтову и негодованием к мистификаторам, Н.Бранич

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, в музей, можно сказать одномоментно, обратились несколько людей с просьбой дать заключение научного коллектива "Тархан" по поводу наработок М. Вахидовой на правах крупнейшего в стране научно-исследовательского и просветительского центра лермонтоведения. Что мы, собственно, и сделали. Это не первое опровержение, которое мы публикуем, на данном блоге есть и другие статьи в которых мы развенчиваем мифы вокруг личности великого поэта. Но первый случай агрессивной защиты своих интересов и убеждений со стороны автора публикации.

      p.s. особую озабоченность по поводу публикаций М.Вахидовой выразили студенты, будущие филологи, из Волгограда, фрагмент письма от Светланы Кирилловой: "Особенно обидно такое слышать в 2013 - за год до двухсотлетия со дня рождения Михаила Юрьевича. Неужели нет никаких способов просветить наше население? Печалит наличие в Интернете различных "сенсаций" вроде "Лермонтов - наполовину чеченец" или "Великий поэт не умер бездетным, как считалось раньше!". Честно говоря, начинающих лермонтоведов это приводит в тихий ужас - иногда до такой степени правдоподобно рассказывают, что не знаешь уж, чему верить. Поэтому огромная к Вам просьба от нашего филфака и, думаю, всех филологов - можно проводить побольше различных познавательных мероприятий, чтобы люди не забывали поэта?"

      Удалить
    2. Здравствуйте, уважаемые сотрудники музея!
      Понятно Ваше общее желание внести ясность в вопрос об очередной скандальной сенсации хотя бы для посетителей сайта. Совершенно очевидно, что «исследование» г-жи Вахидовой выходит за рамки просто некомпетентности и вольной трактовки изученных документов. Разных источников, судя по всему, автор изучила достаточно и, обнаружив вдруг пробел в два года в жизни юной Марии Арсеньевой, поспешила его заполнить, втиснув туда свои провокационные измышления.
      Глупостей подобного рода в интернете в последние годы появилось несчетное количество. Горе энтузиасты с неистовым напором уличают М.И. Цветаеву в инцесте, высчитывают поминутно, мог ли А.С. Пушкин такого-то числа в такое-то время оказаться в спальне Д. Фикельмон, и так далее без счета. Изобретателям этих сенсации наплевать на великие стихи и на великую прозу. Кому-то величайшее наслаждение слушать симфонию №6 Чайковского, а кому-то с остервенением копаться в тайнах личной жизни великого композитора.
      В случае же с «исследованием», о котором идет речь все еще хуже, поскольку его появление на самых разных интернет ресурсах является хорошо просчитанной провокацией. Автор прекрасно понимает, какой будет реакция. Что как не провокация, истерические крики о нравственной безупречности соплеменников, обещание высечь якобы потомков рабов, желание втянуть всех, кто волей случая оказался рядом, в дискуссию о своем весьма сомнительном национальном превосходстве. Непозволительная агрессия в отношении музейщиков тоже просчитанная провокация.
      Естественно, крайне неприятно, когда провокационное поведение с улиц и площадей наших городов приходит в наши музеи, наши школы, наши литературные споры. Но нам всем, кому не безразлична судьба нашей культуры, вероятно, следовало бы дистанцироваться от этой «возни». У нас свои национальные интересы. Нам последствия десятилетий полной разрухи ликвидировать в умах и душах своих сограждан. У провокаторов же задача продолжить свою циничную разрушительную работу.
      Успехов Вам в Вашем благородном деле. Очень надеюсь этой осенью побывать в Вашем замечательном музее.
      С уважением, Н. Бранич, Москва

      Удалить
  14. Марьям Вахидова18 июня 2013 г. в 13:13

    Тебе, КАВКАЗ, — суровый ЦАРЬ ЗЕМЛИ —
    Я СНОВА посвящаю стих небрежный:
    Как СЫНА ты его благослови
    И осени вершиной белоснежной!
    От РАННИХ лет КИПИТ в МОЕЙ КРОВИ
    ТВОЙ ЖАР и бурь твоих порыв МЯТЕЖНЫЙ;
    На севере в стране тебе чужой
    Я СЕРДЦЕМ ТВОЙ, — ВСЕГДА и ВСЮДУ ТВОЙ!..

    Моей души не понял мир. Ему
    Души НЕ НАДО. Мрак ее глубокой,
    Как вечности таинственную тьму,
    НИЧЬЕ живое не проникнет око.
    И В НЕЙ-ТО, недоступные уму,
    ЖИВУТ воспоминанья о далекой
    СВЯТОЙ земле... НИ свет, НИ шум земной
    ИХ НЕ УБЬЕТ... Я ТВОЙ! Я ВСЮДУ ТВОЙ!..

    Пускай толпа РАСТОПЧЕТ мой венец:
    Венец ПЕВЦА, венец терновый!
    Пускай! я им НЕ ДОРОЖИЛ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Г-жа ВАХИДОВА , Вы же, кажется, филолог? И Вам не совестно на поэтическом образе выстраивать свои бредовые измышления? Вам не совестно эксплуатировать живое трепетное воображение поэта для выстраивания своих сценариев, пригодных разве что для пошловатых мыльных опер.
      А вот , кстати, что на Кавказе делают с клеветниками порочащими честь невинной девушки? Жаль , дама Вы, преклонных лет! Вызвал бы Вас на дуэль. За честь 15 летней девочки , которую ВЫ оболгали. Н.Бранич

      Удалить
    2. Марьям Вахидова18 июня 2013 г. в 20:36

      Кто Вам, потомку крепостных рабов до 14-го колена, внушил, что Вы имеете право вызывать кого бы то ни было на дуэль? Во мне течет кровь свободных гордых предков, не устававших веками драться за СВОБОДУ! Я высекла бы Вас на конюшне, где Вашим предкам вырывали ноздри, но даже это позволить себе было бы оскорблением памяти моих предков, уважавших в любом человеке личность, созданную Творцом! Так что прикусите язык, Н. Бранич...

      Удалить
    3. "Но историки не могли знать и того, до чего доискался известный советский лермонтовед И. Андроников, который имел сведения о том, что мать Марии, узнав о том, что она ждет ребенка, срочно увезла дочь с Кавказа (из признаний еще в 1959 г. И. Алироеву, ныне акад. АЕН РФ, доктору филологических и исторических наук[3]). Не потому ли одной из причин спешного возвращения Бейбулата в горы был не менее спешный отъезд Марии в Россию?" - и все аргументы . Если бы да кабы. Чем еще можно выделиться на фоне множества трудов о творчестве Лермонтова, только таким "озарением". А . Андроников возразить не может.
      Даже, если допустить возможность этого бреда, то как отвратителен должен быть этот горский " герой" , совративший юную девочку 15 лет от роду. Ведь именно 15 лет, по уверениям Вахитовой, ей было. Тогда этот Ваш Бейбулат - мерзавец. Ох, какие нездоровые фантазии посещают иногда экзальтированных филологов.
      А КАВКАЗ, его мощная, дикая красота, поражает любого путешественника, иногда на всю жизнь . А уж тонкую ранимую поэтическую душу... Н.Бранич

      Удалить
    4. Да, будет Вам ! Какая конюшня! Брань вполне достойная того чтива , которое Вы сотворили из трагической судьбы великого русского поэта. Кухонная брань от автора сценария мыльной оперы - это как орден . Свободные и гордые не изобретают грязные домыслы. Это удел домохозяек. Вы же не гнушаетесь своими ДОМЫСЛАМИ пачкать память поэта.

      Удалить
  15. "Жаль, дама Вы, преклонных лет! Вызвал бы Вас на дуэль." Как по мужски-то!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не по-мужски? Может быть. Может быть, очень по-женски, сочинив маловероятную историю, выдавать ее за истину. А себя при этом воображать родной матерью истины.
      Может быть, по-женски делая заявления такого рода:
      «… две последние войны всему миру показали, кто такие чеченцы. И авторитет каждый чеченец продемонстрировал свой, не прикрываясь гениями... Трусов гении не спасают. Но беспримерные подвиги рождают легенды и мифы. Неслучайно в те годы появилось восторженное: "Такой молодой и уже чеченец!" Так что быть Чеченцем - уже высокое звание, высокая честь! Но своими сыновьями чеченцы не разбрасываются, будь то Махмуд, Михаил, Абаз или Лев! - Все едино...»

      обвинять всех, кто с этой «женской истиной» не согласен, в шовинизме.
      Очень хочется сказать: «Мадам, скромнее надо быть! Скромнее в непомерном воспевании своей национальной исключительности. Скромнее в восхвалении результатов своих ТРУДОВ». Читатель имеет право с Вами, мадам Вахидова, не согласиться. И не согласятся именно те, кто внимательно прочтет ваш ТРУД, потому что все в нем шито белыми нитками.

      Удалить
  16. Если прочитав труды Вахидовой Вы увидели там только "опороченную честь 15 летней девочки", то с Вами и говорить-то не о чем. Вам скажи "происхождение", Вы вообразите себе непосредственно сам процесс. Это не Вахидова на уровне "пошлых мыльных опер" и "грязных домыслов" это Вы на уровне "нездоровых фантазий"!
    Студентка, г. Пятигорск

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, студенткам филологам положено быть «тонко чувствующими натурами», только ведь и здравый смысл хотя бы иногда не помешает, особенно, когда труды подобные «исследованию Вахидовой» изучаешь с подобострастием.
      Вот ведь тоже почти поверил. Да тут наткнулся на другой источник о Таймиеве. И сразу череда нестыковок.
      Как пример:
      Вахит Бибулатов, главный специалист-эксперт Архивного Управления ЧР
      Бейбулат Таймиев родился в 1799 году в семье колесного мастера Тайми из тайпа Билтой в одном из хуторов Шалинского общества. Это было время, когда Чечня находилась под огромным влиянием прошедшей национально-освободительной войны народов Северного Кавказа 1785-1791г. под руководством имама Шейха Мансура (Ушурмы) из Алдов.

      Военный писатель, штабс-офицер Кавказского корпуса подполковник И.Т. Радожицский в своем повествовании «Походные записки артиллериста в Азии с 1829 по 1831г.» писал: «В парадном каре я нарочно ездил смотреть Бейбулата (во время пребывания Бейбулата в Тифлисе у графа Паскевича), который со своими чеченцами (их было 30 всадников) стоял верхом на правом фланге сводно-линейного казачьего полка… Это человек среднего роста, довольно толстый, пожилой, с багровым лицом и темно-красной круглой от ушей бородкой: глаза небольшие, быстрые. В физиономии нет ничего отличительного, кроме лукавства и скрытности… Шапка на Бейбулате была простая и кафтан обыкновенный…
      В своем очерке «Путешествие в Арзрум» А.С. Пушкин писал: «Славный Бейбулат, гроза Кавказа, приезжал в Арзрум с двумя старшинами черкесских (чеченских – Д.Х.) селений, возмутившихся во время последних войн. Они обедали у графа Паскевича. Бейбулат – мужчина лет тридцати пяти, малорослый и широкоплечий. Он по-русски не говорит или притворяется, что не говорит. Приезд его в Арзрум меня очень обрадовал: он был уже мне порукой в безопасном переезде через горы в Кабарду».

      В своих корреспонденциях в «Тифлисских ведомостях» сосланный на Кавказ декабрист В.Д. Сухоруков, повлиявший на мнение Пушкина о Бейбулате, назвал Таймиева «славным разбойником, умным и предприимчивым удальцом,.. воскресившим во глубине Кавказа дела Стеньки Разина».

      Марьям Вахитова, филолог, литературовед
      Летом Бейбулат Таймиев с отрядом в 600 человек совершает очередной набег на русскую линию, в котором будет ранен. Сохранились официальные свидетельства, что целый год с января по декабрь 1810 года Бейбулат Таймиев с незначительными партиями нападает на русские гарнизоны. Что могло произойти в жизни 30-летнего Бейбулата, чтобы он уже в начале следующего, 1811 г., согласился перейти на сторону своих врагов?
      Так сколько все-таки лет было Бейбулату, сыну колесного мастера, когда он должен был встретить юную М. Арсеньеву???
      Или для персонажей «героических» эпосов возраст значения не имеет?
      В самом деле, какая ерунда! Нет никаких документов, подтверждающих, что Арсеньевы были в эти два года на Кавказе. Неважно! Г-же Вахидовой хочется! Значит были и обязательно встретились с Бейбулатом Таймиевым.
      А аргументы в стилистике «сам дурак» даже для студенки слабовато.
      Н.Бранич

      Удалить
    2. Марьям Вахидова25 июня 2013 г. в 12:07

      Я понимаю, что человеку с такой фамилией брань к лицу... Приношу свои извинения студентке из Пятигорска за такой "джентьменский" диспут. Спасибо Вам за попытку защитить меня и мой труд от наскоков прозревшего вдруг "фаната" Лермонтова! Не хотелось бы заниматься ликбезом, но вопрос поставлен... На то оно и исследование, что к одному знаменателю сводятся десятки источников! Одному может показаться, что вам лет 35, а другой будет уверен, что вы человек пожилой! Но кто сказал, что тот или другой возраст, который дан навскидку людьми, которые видят Бебулата впервые, нужно брать за основу? Вахидова так не работает! Сводя массу исторических событий, участником которых являлся Таймиев, а 20-е годы вообще назывались "Эпохой Таймиева", я согласилась с чеченским классиком А. Айдамировым, автором исторического романа "Долгие ночи": "1779 г. - В с. Илисхан-юрт родился Бейбулат Таймиев - выдающийся руководитель освободительной борьбы горцев Северного Кавказа". Что касается архивариуса Вахида, то это досадная опечатка, скорее всего, допущенная в типографии. Т.к. Вахид Бибулатов человек сведущий, я не могу отнести это к его ляпу. Но Вахидовой верить не только можно, - нужно! Здесь все филигранно...

      Удалить
    3. «Но Вахидовой верить не только можно, - нужно! Здесь все филигранно...»
      А Вы сами-то себе верите? Всем этим «если бы, да кабы» и «может быть»?
      Да уж, это только может показаться, что все это в блоге пишет «взрослая» дама, а на самом деле, интернет-тролль, лет четырнадцати. Для блога уважаемого музея как-то не comme il faut. Так что остаетесь один на один со своими фантазиями... И за студентку из города Пятигорска, и за «филолога Вахидову».

      Удалить
  17. М.Вахидова, Вы в самом деле полагаете, что две чеченские войны заставили все сообщество уважать чеченцев? Совершенно не понял, что Вы хотели сказать. Видимо, Вы имели в виду, что чеченцы как-то по-особенному хорошо и успешно воевали, и все мировое сообщество должно их за это уважать. Так вот, я Вас разочарую. В результате этих войн чеченцев не уважает теперь никто, ну кроме самих чеченцев.

    ОтветитьУдалить
  18. А вас конкретно хоть кто-нибудь уважает? Не будем далеко ходить, мировых масштабов не надо, если среди них ваша жена или муж (к сожалению, не могу определить ваш пол на расстоянии), то я сниму шляпу перед вами.

    ОтветитьУдалить
  19. ......м-да.....если Лермонтов-мусульманин ( право же, вызывает смех), прочтите его "Колыбельную", там много сказано! И не устраивайте перепалку на уровне межнационального конфликта.
    Marina Sciascia
    USA/Italy

    ОтветитьУдалить
  20. Наталия Потапова27 января 2014 г. в 16:26

    Феноменально, господа! " Опровергнуть Вахидову может только Вахидова". Что да, то да))) Наука и логика тут бессильны, тут, видимо, врач нужен, да и полиция бы не помешала.

    ОтветитьУдалить
  21. Марьям! Держитесь! НЕТ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ!... имеющие уши да услышат... А остальные - это их выбор. Их низость, их .. Ну пусть им...
    о. Матвей
    СПБ

    ОтветитьУдалить
  22. пиздец-клиника!

    ОтветитьУдалить
  23. Прочитал эту так сказать версию о чеченском отце Лермонтова мадам Вахидовой. Полная бредятина ! Ни одного факта ! А отец Ираклия Андроникова умер своей смертью. Чеченцы тут ни при чем ! Не надо врать. Но нужно таки признать, у автора очень богатое воображение. Марьям ! Лучше займитесь написанием сказок. Цены вам не будет !

    ОтветитьУдалить
  24. Вахидова решила попиариться за счет гениального русского поэта Лермонтова. Это понятно. Никаких четко изложенных фактов и неоспоримых доказательств в ее писанине о Лермонтове нет ! Одни шизофренические фантазии ! "Филолог" Вахидова ! Не полоскайте адекватным людям мозги. Посетите доктора. У вас явная мания величия. Не удивлюсь, если в вашей интерпретации император Николай второй окажется тоже чеченцем !

    ОтветитьУдалить
  25. НЕСЧАСТНЫЙ ЛЕРМОНТОВ ! И ПОСЛЕ СМЕРТИ НЕТ ЕМУ ПОКОЯ ! ПОПАЛ ОН В ЛАПЫ К КАКОЙ-ТО НАГЛОЙ И ТУПОГОЛОВОЙ ВАХИДОВОЙ !

    ОтветитьУдалить
  26. А не взяться ли вам, Марьям Вахидова, за Вильяма нашего, так сказать Шекспира ? Или Оноре де Бальзака, Виктора Гюго, Бернарда Шоу , Чехова, Куприна, Есенина........ Это же необъятное поле для ваших филологических "исследований" ! Уверен, "чеченский след" найдется и там ! И еще вопрос: Вахидова ! Вы лечиться не пробовали ?

    ОтветитьУдалить
  27. ВАХИДОВУ - НА МЫЛО !!!!!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  28. Да !!!!!!!!!!!!!!!!!! Эта дамочка, "исследователь", прости Господи, Вахидова еще много "трудов" накатает ! Задолбаемся читать и смотреть ! Сказочница ! Сестра Шарля Перро. А где факты, где доказательства в вашем "исследовании" ????????? Только в творчестве поэта? То есть вы не допускаете некоторого художественного вымысла в произведениях поэта? Лермонтов сам написал свою биографию прямым текстом ! Полная чушь ! Бред сивой кобылы вы написали, а не "исследование" ! Не позорьтесь Вахидова !

    ОтветитьУдалить
  29. Эту Вахидову здравым смыслом и логикой "не убьешь". У нее по всей видимости паранойя. Тупо стоит на своей бредовой "версии". НУ очень ей хочется, чтобы Таймиев был отцом Лермонтова и все тут ! Ей так хочется ! До бредовых галлюцинаций. Без четких доказательств. Клинический случай. Господа психиатры ! Где вы ? Ау ! Окажите филологу Вахидовой квалифицированную помощь.

    ОтветитьУдалить
  30. Ребята, да оставьте вы уже в покое убогую филологиню Вахидову ! Ну обострение у нее ! Болеет человек !

    ОтветитьУдалить
  31. Охренительная версия какой- то Вахидовой про "отца" Лермонтова ( Бейбулат Таймиев) "ушибла" наповал !!!!!! Ржали всем классом ! Полный пипец !!!!!!!!!!!!!!! Вахидовой привет ! Повеселила !

    ОтветитьУдалить
  32. То историю искажают в угоду власти, теперь взялись за русских писателей ! Ай да Вахидова ! Ай да сукина дочь !

    ОтветитьУдалить
  33. Сколько же их еще будет, этих алчных до славы мистификаторов? Прославиться любой ценой ! Тупо, нагло и без оглядки ! Вахидова активно пиарит свои филологические фантазии на тему биографии гениального русского поэта Лермонтова. Дичь какая-то !

    ОтветитьУдалить
  34. МИСТИФИКАТОРОВ - ПОД СТОЛ ! ВАХИДОВУ - НА МЫЛО !!!!!!!!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  35. Будем надеяться, что филологические "судороги" Марьям Вахидовой через некоторое время пройдут, если на них просто не обращать внимания. Время само все расставит на свои места, как это всегда было и будет.

    ОтветитьУдалить
  36. Версия Марьям Вахидовой об "отце" Лермонтова (Бейбулате) не выдерживает никакой критики ! Тут даже обсуждать нечего . Автор не предоставляет неоспоримых доказательств. Скорее это ее собственные фантазии на тему творчества поэта Лермонтова. Бредовые фантазии.

    ОтветитьУдалить
  37. Марьям Вахидова !!!!!!!!!! А доказательства где ?????????????

    ОтветитьУдалить
  38. Версия Марьям Вахидовой об "очередном" отце Лермонтова абсолютно абсурдна. Даже обсуждать не хочется. Бред он и в Африке бред амбициозной безграмотной "филологини" .

    ОтветитьУдалить
  39. О сколько нам открытий чудных готовят тролли каждый день !!! ВАХИДОВА !!!!! Вы ещё забыли, что атланты были чеченцами, и что египетские пирамиды построены тоже ими !

    ОтветитьУдалить
  40. Это же какой воспаленный мозг надо иметь,чтобы придумать такую идиотскую версию !!!!!!!!!!!!! Лермонтов - сын Бейбулата Таймиева !!!! Вахидова сама себя - то читала ? Ну это надо сильно головой об стенку удариться, или напиться крепленой водицы..... или еще чего принять внутрь. Спайсы отдыхают! Неужели она всерьез думает, что адекватные люди поверят в эту бредятину ??????????

    ОтветитьУдалить
  41. Охрененная версия про какого-то Таймиева ! Это сколько надо выпить, чтобы до такого додуматься ? Вахидова просто больная на всю башку тетка !

    ОтветитьУдалить
  42. Прочитала "труды" Вахидовой о Лермонтове. До просмотра фильма не дошла. Уже в ужасе нахожусь от таких бездоказательных и абсурдных "версий". Безграмотность на грани хулиганства !

    ОтветитьУдалить
  43. Вахидова !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Прекратите позорить себя со своими "версиями" на весь мир ! Это уже не смешно ! Это заболевание !

    ОтветитьУдалить
  44. Я так думаю, что пора уже конкурс объявлять. Кто больше Лермонтову отцов придумает ! С призом за первое место. Бесплатный полет на марс без возможности возвратиться на землю. Пусть на марсе свои "версии" строчат ! И марсианам свою "лапшу" на уши вешают. Вахидова ! На марс не желаете слетать ?

    ОтветитьУдалить
  45. Мистификаторов действительно много развелось. И все они жаждут славы и "бабок". Только вместо славы один позор получается при их разоблачении. Но им похоже на это плевать. Главное громко прокукарекать на публику свою "версию", а там хоть не рассветай !

    ОтветитьУдалить
  46. Думаю, все что мистификаторы люди не высокой культуры и не большого ума. Если не сказать покрепче. Ведь писать биографии великих людей основываясь только на своих ощущениях от их творчества, а иногда применяя так называемый художественный вымысел (откровенное вранье) чем и занимается мадам Вахидова и иже с ней, означает идти по дороге, которая называется профанация. Для чего эти люди так себя позорят ? Не понятно ! Ведь любая мистификация рано или поздно бывает разоблачена неоспоримыми фактами.

    ОтветитьУдалить
  47. ВСЕ МИСТИФИКАТОРЫ - КОЗЛЫ ! РУКИ ПРОЧЬ ОТ ЛЕРМОНТОВА ! ПИШИТЕ МЕМУАРЫ !

    ОтветитьУдалить
  48. Сколько бы Вахидова не "развлекалась" своими филологическими "изысканиями" всегда найдутся умные люди, которые ткнут ее носом в ее же научные "экскрименты".

    ОтветитьУдалить
  49. Почитал Вахидовские "труды" о Лермонтове.... и его чеченском отце. Я в шоке !!!!!!!!!! Эта дамочка реально больна !

    ОтветитьУдалить
  50. ВАХИДОВА - ВЗДОРНАЯ НАГЛАЯ БЕЗГРАМОТНАЯ БАБА !

    ОтветитьУдалить
  51. МНОГО СТАЛО В НАШИ ДНИ НЕДОКАЗАННОЙ Х...НИ !!!!!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  52. Ребята ! Вахидову лечить надо ! Там конкретная клиника ! Жалко тетеньку. Такую херню нести в массы про Бейбулата - типа отца Лермонтова ! Это ж как надо хорошо мозгами поехать, или спайсов обожраться ! ПИПЕЦ !!!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  53. МИСТИФИКАТОРЫ - МОРАЛЬНЫЕ УРОДЫ !!!!!!!!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  54. "К чужим горам под небо юга
    Я удалюся может быть,
    Но слишком знаем мы друг друга,
    Чтобы друг друга позабыть" М.Ю. Лермонтов.

    "К ЧУЖИМ ГОРАМ ПОД НЕБО ЮГА"

    Какой Бейбулат - "отец" Лермонтова ???? !!!!!!! Вахидова ! Вы головой об стенку ударились ? С архивами и документами поработайте, а не гонияйте свои выдумки по просторам интернета. Не позорьтесь на весь мир. Читать противно ваши "труды" !

    ОтветитьУдалить
  55. ВАХИДОВА - ЭТО БЕСКОНЕЧНЫЙ КОШМАРИК ! БЕСНУЕТСЯ ПО ВСЕМУ ИНТЕРНЕТУ СО СВОЕЙ БЕЗДОКАЗАТЕЛЬНОЙ ТУПОЙ "ВЕРСИЕЙ". ЖАЛКО БЕЙБУЛАТА ! ОН НАВЕРНОЕ В ГРОБУ УСТАЛ ПЕРЕВОРАЧИВАТЬСЯ ! И ЛЕРМОНТОВА ЖАЛКО ! ТАКАЯ ТОЛПА "ОТЦОВ" !!!!!

    ОтветитьУдалить
  56. Все это "исследование" Марьям Вахидовой - фальсификация чистой воды.
    Лермонтов гордился своими шотландскими корнями (по стороне отца), это легко прослеживается в его творчестве. Не зря часто его сравнивают с Честным Томасом.
    Любовь его к Кавказу связана с прекрасными воспоминаниями из детства, потому что он часто там бывал. Не нужно придумывать на пустом месте.
    Предок Лермонтова после переезда в Россию принял православие.
    О православии Михаила говорят воспоминания знакомых его и собственное творчество, где он обращается к Богородице. В церкви он всегда молился очень искренне.
    Так что не выдумывайте, Вахидова ! Может, каким-то народам хочется урвать нашего гениального РУССКОГО поэта, но это глупо. Он русский, православный и уж точно абсолютно законнорожденный.
    А вообще эти выдумки звучат так же жалко и смешно, как современные рассказы украинцев об их "древнем происхождении", попытки евреев присвоить Пушкина (потому что на русском он, якобы, только со словарем читал, а его прадедушка арапом был). Когда нет (или ничтожно мало) своих гениев, пытаются украсть чужих. Господа, не будьте такими завистливыми. Развивайте свою культуру, а не крадите чужую. Неужели вам мало того, что он восхищался вашей культурой, будучи истинно русским?

    ОтветитьУдалить
  57. В том, что это мистификация нет никаких сомнений. Нет ни одного документа, ни одного упоминания в мемуарах. Похоже, что эти события если и происходили, то скорее всего в воспаленном мозгу самой Вахидовой.
    У нее нет ни одной ссылки на архивы либо другие источники.
    И самое интересное: если бы только один Лермонтов, то еще и Толстой удостоен чести быть чеченцем!)

    ОтветитьУдалить
  58. Да эта больная на голову Вахидова скоро всех русских классиков "чеченами" сделает ! И до Пушкина доберется.....ДУРДОМ !

    ОтветитьУдалить
  59. Спите покойно Эфиоп Пушкин потомок арапа Ганнибала

    ОтветитьУдалить