Масленица появилась на Руси в 16 веке, заменив запрещенный церковью языческий праздник встречи весны Комоедицу, который праздновался славянами в течение 2-х недель. От древнеславянского праздника была перенята традиция печь блины на масленичной неделе, а также добавились тещины посиделки, походы в гости, катания на санях и с ледяных гор, кулачные бои.
На протяжении столетий масленица сохранила характер народных гуляний, все традиции которой направлены на пробуждение природы от зимнего сна.
На масленичную неделю приостанавливались всякие работы и крестьяне разъезжались по базарам, закупали продовольствие к празднику и обновки. Всю неделю крестьяне в Тарханах ели скоромную пищу, как то блины, яйца, творог, мясо, рыбу.
Символом масленицы является чучело из соломы, облаченное в женские одежды, которое в кульминации праздника «хоронили» или сжигали, бросая блины в огонь, дабы почтить память предков. Сытная пища сгорала в костре и наступал Великий пост. Через костер прыгали, водили хороводы, пели песни и плясали, кричали «прощай, Маслена ерзовая!», «Гори, гори, Масленца, чтобы не погасла! Куда дым, туда блин, туда Масленка!» и прощались друг с другом. Но имела место и другая традиция - «хоронить Масленицу», когда вместо чучела возили по селу ярко накрашенную старуху или разряженную девушку, а в конце праздника за селом вываливали «пассажирку» в снег под общее веселье.
Традиционными развлечениями на масленицу были медвежьи потехи, петрушечные комедии и уличная торговля.
Масленичные обряды. Выпекание блинов и сжигание чучела относят к поминальным обрядам, костер же своего рода приглашение к трапезе душ предков, дабы те насытились накануне поста. Снег считался воплощением душ умерших и использовался для гаданий, масленичные блины замешивали на талой воде. Потому прекращались все работы, женщины не пряли и не ткали в дни масленичной недели, чтобы не навлечь на себя беду.
Считались важными брачные обряды, потому как семейные отношения символизировали пробуждение земли после зимы и обеспечивали будущий урожай.
Например, молодоженов ставили у ворот и заставляли целоваться на всеобщее обозрение. Женщин же, состоящих в браке первый год, запрягали вместо лошадей в сани и те с песнями и прибаутками катали подруг по селу. Холостым и незамужним привязывали на шею полено, как символ недостающей половины, которые до вечера ходили с ношей и терпели насмешки.
Игры и развлечения на масленицу.
Снежные городки. Строились снежные крепости с башнями и воротами, ребятишки делились на «конных» и «пеших». «Пешие» защищали крепость, отбиваясь метлами и снежками, но в конце концов «конница» победоносно захватывала снежную крепость и уже вместе с осажденными разрушала городок с весельем, песнями и играми.
Катание с ледяной горы не просто русская забава, а старинный обряд на масленицу, потому как считалось, что кто дальше с горы скатится у того лен выше будет, в народе говорили, что идут кататься «на долгий лен».
Конь и всадник. Четверо игроков разбивались на пары, один выступал в роли коня, другой — всадника. Целью игры было свалить противников, хотя бы ездока.
Целовальник. Односельчане приходили в дом к паре поцеловать молодую. Молодоженов катали по селу, в случае хорошего угощения, на санях, иначе же на бороне.
Петушки. Очерчивали круг, двое играющих на одной ноге, согнув вторую и поддерживая рукой, пытались вытолкнуть противника из круга не используя при этом рук.
нет стов
ОтветитьУдалить