среда, 27 ноября 2013 г.

Памяти русского композитора, певца, педагога-вокалиста и дирижера Александра Егоровича Варламова

«Музыке нужна душа, а у русского она есть, доказательство — наши народные песни» 
А.Е. Варламов

27 ноября в 1801 году родился Александр Егорович ВАРЛАМОВ, русский композитор, мастер романса.
Основной, наиболее ценной частью творческого наследия А.Е. Варламова являются романсы и песни (ок. 200, включая ансамбли). Круг поэтов очень широк: А. Пушкин, М. Лермонтов, В. Жуковский, А. Дельвиг, А. Полежаев, А. Тимофеев, Н. Цыганов. Варламов открывает для русской музыки А. Кольцова, А. Плещеева, А. Фета, М. Михайлова. Как и А. Даргомыжский, он один из первых обращается к Лермонтову; его внимание привлекают также переводы из И. В. Гёте, Г. Гейне, П. Беранже.

Романсы и песни А.Е. Варламова - яркая страница русской вокальной музыки. Композитор замечательного мелодического дарования, он создал произведения большой художественной ценности, завоевавшие редкую популярность. Кому не известны мелодии песен "Красный сарафан, Вдоль по улице метелица метет" или романсов "Белеет парус одинокий, На заре ты ее не буди"? По справедливому замечанию современника, его песни "с чисто русскими мотивами сделались народными". Знаменитый "Красный сарафан" пелся "всеми сословиями - и в гостиной вельможи, и в курной избе мужика", и даже был запечатлен в русском лубке.
Музыка Александра Егоровича нашла отражение и в художественной литературе: романсы композитора, как характерный элемент быта, введены в произведения многих писателей - Н. Гоголя, И. Тургенева, Н. Некрасова, Н. Лескова, И. Бунина и даже английского автора Дж. Голсуорси (роман "Конец главы"). Но судьба композитора сложилась менее счастливо, чем судьба его песен.

А.Е. Варламов родился в небогатой семье. Его музыкальная одаренность проявилась рано: он самоучкой научился играть на скрипке - подбирал по слуху народные песни. Красивый, звонкий голос мальчика определил его дальнейшую судьбу: в 9 лет он был принят в петербургскую Придворную певческую капеллу малолетним певчим. В этом прославленном хоровом коллективе Варламов занимался под руководством директора капеллы выдающегося русского композитора Д. Бортнянского. Вскоре Варламов стал солистом хора, выучился игре на фортепиано, виолончели, гитаре.

В 1819 г. молодого музыканта посылают в Голландию учителем певчих в русской посольской церкви в Гааге. Перед юношей открывается мир новых разнообразных впечатлений: он часто посещает оперу, концерты. даже сам выступает публично как певец и гитарист. Тогда же, по собственному признанию, он "нарочито учился теории музыки". По возвращении на родину (1823) Варламов преподает в петербургской Театральной школе, занимается с певчими Преображенского и Семеновского полков, затем снова поступает в Певческую капеллу хористом и учителем. Вскоре в зале Филармонического общества он дает свой первый в России концерт, где дирижирует симфоническими и хоровыми произведениями и выступает в качестве певца. Немалую роль сыграли встречи с М. Глинкой - они способствовали формированию самостоятельных взглядов молодого музыканта на развитие русского искусства.

В 1832 г. А.Е. Варламов был приглашен помощником капельмейстера Московских императорских театров, затем получил место "композитора музыки". Он быстро вошел в круг московской художественной интеллигенции, в среде которой было много талантливых людей, разносторонне и ярко одаренных: актеры М. Щепкин, П. Мочалов; композиторы А. Гурилев, А. Верстовский; поэт Н. Цыганов; писатели М. Загоскин, Н. Полевой; певец А. Бантышев и др. Их сближало горячее увлечение музыкой, поэзией, народным искусством. "Музыке нужна душа", - писал Варламов, - "а у русского она есть, доказательство - наши народные песни". В эти годы Варламов сочиняет "Красный сарафан, Ох, болит, да щемит, Что это за сердце, Не шумите, ветры буйные. Что отуманилась, зоренька ясная" и другие романсы и песни, вошедшие в "Музыкальный альбом на 1833 год" и прославившие имя композитора. Работая в театре, Варламов пишет музыку ко многим драматическим постановкам ("Двумужница" и "Рославлев" А. Шаховского - вторая по роману М. Загоскина; "Князь Серебряный" по повести "Наезды" А. Бестужева-Марлинского; "Эсмеральда" по роману "Собор парижской богоматери" В. Гюго, "Гамлет" В. Шекспира). Постановка шекспировской трагедии была выдающимся событием. О переводе Полевого, игре Мочалова в роли Гамлета, о песне безумной Офелии восторженно писал В. Белинский, посетивший этот спектакль 7 раз...

На протяжении всей жизни не прекращалась исполнительская деятельность Варламова. Он систематически выступал в концертах, чаще всего как певец. Композитор обладал небольшим, но красивым по тембру тенором, пение его отличалось редкой музыкальностью и задушевностью. "Он неподражаемо высказывал... свои романсы", - замечал один из его друзей. Варламов был широко известен как вокальный педагог. Его "Школа пения" (1840) - первая в России крупная работа в этой области - и сейчас не утратила своего значения.

Последние 3 года Варламов провел в Петербурге, где надеялся снова поступить учителем в Певческую капеллу. Желание это не осуществилось, жизнь складывалась трудно. Широкая известность музыканта не защитила его от бедности и разочарований. Он умер от туберкулеза в возрасте 47 лет.

Страница, посвященная творчеству А.Е. Варламова, на сайте Нотный Архив России
Источник: Академик

Комментариев нет:

Отправить комментарий