четверг, 20 декабря 2012 г.

"Лошадей Лермонтов любил хороших ... "

В 19 веке лошади были основным средством передвижения. Современники поэта вспоминали: "Лошадей Лермонтов любил хороших и ввиду частых поездок в Петербург держал верховых и выездных".

Среди различных пород лошадей Лермонтов выделял башкирскую. В письме от апреля 1836 года поэт сообщает бабушке: "…башкирки так сносны, что чудо, до Петербурга скачу – а приеду, они и не вспотели…".

Арсеньева сама снабжала внука лошадьми, в 1835 году она писала ему в Петербург: "…домашних лошадей шесть, выбирай любых…". На усадьбе Елизаветы Алексеевны было две конюшни - отдельно для выездных и для рабочих лошадей. 

Михаил Юрьевич Лермонтов любил лошадей, что отразилось в его творчестве:
Перестрелка в горах Дагестана.  Масло. 1840—41 г.
Перестрелка в горах Дагестана
Масло, 1840—41 гг.
Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. Автолитография, раскрашенная акварелью. 1837—38 г.
Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби
Автолитография, раскрашенная акварелью
1837—38 гг.

Кавалерийская схватка.  Сепия. 1830—32 г.
Кавалерийская схватка 
Сепия, 1830—32 г.

Воспоминания о Кавказе.  Картина М. Ю. Лермонтова.  Масло.  1838 г.
Воспоминания о Кавказе 
Картина М. Ю. Лермонтова 
Масло, 1838 г.

Тройка, выезжающая из деревни.  Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш.  1832 - 1834 г.
Тройка, выезжающая из деревни 
Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш 
1832 - 1834 гг.

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой.  Акварель М. Ю. Лермонтова.  1835 г.
Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой
Акварель М. Ю. Лермонтова
1835 г.

Эпизод из маневров в Красном Селе.  Сепия. (Утрачена в 1941 году) 1834—35 г.
Эпизод из маневров в Красном Селе 
Сепия. (Утрачена в 1941 году)
1834—35 г.

Сцена из кавказской жизни.  Масло. 1838 г.
Сцена из кавказской жизни 
Масло, 1838 г.

Тифлис.  Карандаш. 1837 г.
Тифлис 
Карандаш, 1837 г.

Скачущий всадник и наброски мужских голов.  Перо, чернила. 1832—34 г.
Скачущий всадник и наброски мужских голов 
Перо, чернила
1832—34 гг.

Конногренадер. Перо, чернила. 1832 г.
Конногренадер
Перо, чернила
1832 г.
Письмо М.Ю. Лермонтова Е.А. Арсеньевой. Царское Село, конец марта-первая половина апреля 1836 г.

Милая бабушка.

Так как время вашего приезда подходит, то я уже ищу квартиру, и карету видел да высока; Прасковья Николавна Ахвердова в маие сдает свой дом, кажется, что будет для нас годиться, только всё далеко. — Лошади мои вышли, башкирки, так сносны, что чуда, до Петербурга скачу — а приеду, они и не вспотели; а большими парой, особенно одной все любуются, — они так выправились, что ожидать нельзя было. — Лошадь у генерала я еще не купил, а уже говорил ему об этом, и он согласен. Посылаю вам в оригинале письмо Григорья Васильевича, и я буду дожидаться вашего письма, что ему отвечать; признаюсь вам я без этого не знал бы, что и писать ему, — как вы рассудите: я боюсь наделать глупостей. — Скоро государь, говорят, переезжает в Царское Село — и нам начнется большая служба, и теперь я больше живу в Царском, в Петербурге нечего делать, — я там уж полторы недели не был; всё по службе идет хорошо — и я начинаю приучаться к царскосельской жизни.  
Пожалуста, растолкуйте мне, что отвечать Григорью Васильевичу.  
Прощайте, милая бабушка, будьте здоровы и покойны на мой счет, а я, будьте уверены, всё сделаю, чтоб продолжать это спокойствие. Целую ваши ручки и прошу вашего благословения.  
Покорный внук М. Лермонтов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий