вторник, 25 декабря 2012 г.

Жизнь крестьянская в Тарханах при Е.А. Арсеньевой

По ревизской сказке 1811 года "Пензенской губернии Чембарского уезда села Никольское Яковлевское тож госпожи гвардии поручицы Елизаветы Алексеевны по мужу Арсеньевой о состоящих мужеска пола дворовых людях и крестьян" значится дворовых 22 человека, крестьян — 469. За малолетней девицей Марьей Михайловной Арсеньевой мужеска пола крестьян — 16 человек.

26 января 1824 года в списке благородных дворян Пензенской губернии Чембарского уезда была следующая информация:
Арсеньева Елизавета Алексеевна, 50 лет, вдова, гвардии поручица. Жительство имеет Чембарского уезда в селе Никольском Яковлевское тож. Имеет внука при себе Михаила Юрьевича по отцу Лермонтова, 9 лет. Чембарского уезда в селе Никольском Яковлевское тож покупных мужеского 496 душ.
Елизавета Алексеевна Арсеньева была помещицей старого закала — ссылка крестьян в Сибирь за провинности, отдача в рекруты.
По имеющимся данным, в разное время по ее ходатайствам было сослано в Сибирь восемь человек, бежали из Тархан от суровой помещицы 9 человек. Особенно сурово расправилась Арсеньева с семьями Федора Иванова и Алексея Григорьева: сами они были сосланы в Сибирь на поселение, а сыновья их отданы в солдаты. Известно что, сослав в Сибирь крестьянина Зиновея Никитина Арсеньева через несколько месяцев продала его восемнадцатилетнего сына.
П. Вырыпаев
Продажа дворовых людей и девок в замужество другим помещикам были нередки в Тарханах, но, по видимому, не столько ради денег, сколько в виде наказания.
За большие проступки Арсеньева могла распорядиться обрить мужчине пол головы, остричь косу девушке, выдать дворовую девку за многодетного вдовца.
Применялись и телесные наказания - в таких случаях мальчик Лермонтов бросался на защиту дворовых. Известно, что, по совершеннолетию, Михаил Юрьевич восемь крепостных семейств в Тарханах, доставшихся по наследству после покойной матери, отпустил на волю.

В архивах страны хранятся гражданские и уголовные дела, так или иначе связанные с имением Е.А. Арсеньевой, которые рассказывают о нравах той эпохи.

ГАПО ф.34, оп.1, ед.хр. 312, №10 (л.25-26) 30 января 1823 года по указу Его Императорского Величества Чембарский Уездный суд слушал выписку из дела, присланную при рапорте из Чембарского Земского суда (от 27 октября 1822 года), по объявлению села Свищовки помещика Сергея Мосалова из крестьян старосты Якова Федорова в краже у него во время проезда в лесу Нижеломовской округи села Тархан помещицы Елизаветы Арсеньевой крестьянином Арефьем Семеновым 2-х лошадей, стоящих 275 рублей. Одна лошадь была найдена в Нижеломовской округе с.Сковарешное у однодворца Елисея Дружинина, а другую в селе Адинаевке помещика Девлеткилреева у крестьянина Сергея Медветкова.

уголовное дело о краже лошади

Из законов ПРИКАЗАЛИ хотя судимые Семенов и Медветков в краже у крестьянина Федорова 2-х лошадей — рыжей кобылы, стоящей 70 рублей, опознанной хозяином у однодворца Дружинина, не сознались. В допросах показали 1-е Семенов, что он у крестьянина Федорова лошадей не крал и Медветкову не отдавал, а последний [Медветков] опознанную у однодворца Дружинина лошадь ему продал, после покупки в селе Кевды на базаре у неизвестного человека. Но Медветков у кого именно лошадь приобрел отвода не сделал, в поведении при повальном обыске не одобрен, так же как и Семенов. Потому Семенова, как не сознавшегося в краже и недоказанного, от дела освободить, оставив под подозрением на будущее время, Медветкова, за не сделание отвода у кого именно он лошадь купил, наказать плетьми, дав 30 ударов, и отдать в жительство с подтверждением под контроль и без увольнения на взятие им паспорта. Просителю Федорову, по не сознанию судимых и по неимению ясных доказательств в краже рыжей кобылы, отказать, буде желает выявить виновных, то просил особо и разбирался по суду. Взятую же от судимого Медветкова Федоровым собственную лошадь, карею кобылу, возвратить обратно Медветкову. Прочих замешанных в деле — крестьян Максима и Афонасия Матвеевых (сельца Волкова, господина Брычева) и Ивана Петалкина (г-на Ниратморцева) как ни в чем не виновных, свидетелями оправданных, от дела освободить. Судимых — Семенова, вытребовав из под стражи, отдать на градское поручительство, Медветкова оставить под городовой стражей. Определение записать в книгу, а к делу дать копию.

кража лошади села тархан

Комментариев нет:

Отправить комментарий