четверг, 10 октября 2013 г.

"Страницы журнала Печорина", Анатолий Эфрос

"А Печорин! Да за один его монолог можно и нужно было дать все звания и премии, которые у нас есть" 
Галина Фигловская об Олеге Дале




Фильм-спектакль по мотивам романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Год: 1975
Страна: СССР
Режиссер: Анатолий Эфрос
Сценарий: Анатолий Эфрос, Михаил Лермонтов
Жанр: драма
Возраст: 0+
Время: 87 минут


В своей книге "Профессия: режиссер" Анатолий Эфрос пишет: "Взять не всё произведение Лермонтова, а только одну страничку журнала Печорина - такова была первоначальная мысль. Тот приехал в Пятигорск, подурачил Мери, одновременно не прекращал романа с Верой, стрелялся с Грушницким и убил его. Подобно Дон Жуану, Печорин для многих фигура романтическая. По мне же, эта фигура - трагическая, поскольку молодой человек лет двадцати пяти настолько ожесточился, что его не трогают ни страдания женщины, ни муки приятеля. Собственные его чувства - тоска и раздражение. Он жесток и насмешлив. Впрочем, совершив зло, он строит догадки - отчего он таков. Он, пожалуй, даже страдает. Но другие страдают не меньше"... 

В телепередаче "Кумиры" Елизавета Даль вспоминала, что перед съемками телеспектакля "Страницы журнала Печорина" Анатолий Эфрос спросил у Олега Даля, кого бы он хотел вызвать на дуэль из артистов. Он ответил - Муслима Магомаева. 
Но А. Эфрос решил взять на роль Грушницкого Андрея Миронова, как полную противоположность Олега Даля. Даль был замкнутым и нелюдимым, Миронов - добродушним и веселым, успешным и очень популярным в то время, его часто приглашали сниматься.

Отзывы о спектакле на сайте Кинопоиск:



Отзыв пользователя С Н У С М У М Р И К
Когда я читала «Герой нашего времени», мне совершенно не понравился главный герой. Возможно это было из — за невнимательности к тексту, или не готовности понять Печорина, а может, потому, что читать заставляли из — под палки. Прошло время, и в один прекрасный день взгляд мой остановился на полке, где была эта тоненькая книга. Я прочла ее запоем. Безусловно, совершенно другое восприятие всего произведения и соответственно его непосредственного героя. С тех пор М. Ю. Лермонтов очень дорог для меня.

Посмотрев несколько экранизаций романа, пришла к выводу, что работа Анатолия Эфроса самая лучшая. Во-первых, это касается самой постановки: она выполнена в жанре телеспектакль, что вызывает неподдельный интерес. Она во многом театральна, это проявляется в таких элементах, как: искусственные декорации, жесты персонажей, их речь. Но что ее делает более живой? Конечно же слаженный ансамбль замечательных актеров. 

Уж не думала, что Грушницкий вызовет у меня положительные чувства, ведь он довольно таки большой трус, выскочка, хотя и осторожный, да еще в придачу совершил такую подлость, по отношению к человеку, который считался (пусть чисто формально) ему другом. Но Андрею Миронову удалось сделать его таким человечным, что иногда хотелось его пожалеть, особенно это касается сцены дуэли. Он, всегда такой надменный, вдруг превратился в обиженного котенка, так грустно просившего о пощаде, а глаза говорили обратное, сила была в них. Тем, тяжелее Печорину было решиться выстрелить. Да и момент после выстрела показал это… 

Давайте поговорим о личности Григория Печорина. Из моих наблюдений, он человек с виду холодный, как говорил Н. Зоболоцкий: «есть люди, как башни в которых давно,/ никто не живет и не смотрит в окно»,- вот точное описание его лица. Без единой эмоции, как будто он человек без нервов, по выражению лица вы ничего не узнаете об этой натуре. Лишь нервно — насмешливо дрогнувшая губа и учащенный пульс могут выдать Печорина. Но согласитесь, эти две детали весьма мало заметны. 

Если говорить о его внутреннем содержании, то настоящим его никто не знает, да и в принципе Лермонтов не открыл нам до конца Печорина, оставив последующим покалениям загадку его личности. Говорится лишь, только, что он такой, какой в дневнике, лишь со своим дневником он может быть честен и откровенен, как с самим собой. Дневник — его совесть. Печерин довольно надменный человек, амбициозный, и то, что думает о человеке редко говорит в лицо, да он вообще мало говорит. Иногда поступает не благородно по отношению к людям, в частности к той же княжне Мери, по сути еще ребенку, наивная девушка, которую он не любит, но тем временем сделал все, чтобы влюбить ее в себя; а отношение его к бедной Вере, которая подвергает опасности свое положение в обществе встречаясь с ним. Он терзает ее душу, она боится, что он разлюбит ее: «Я поплачусь за все, ты меня разлюбишь». Вера — единственная женщина, которую он не мог обмануть, но в тоже время он ее мучает. Он не сказал ей, что не любит, а значит делаем выводы! 

Печорин же сам о себе говорит, что любит врагов. И в этом вот и является основная черта его характера: он хочет, чтобы его ненавидели и презирали, чтобы скрыть от чужих глаз себя настоящего, чтобы сохранить себя. Ему не додали в детстве теплоты и ласки (связь с самим Лермонтовым, рано оставшимся без обоих родителей). Он стал ершистым, колючим к людям, бесчувственным. Вот, что он сам о себе говорит: «Когда я был ребенком, люди часто искали и видели во мне пороки, которых не было, с годами они появились». Но ведь все это маска, маска о которой так часто писал Лермонтов, маска, которую он презирал, как и его герой, но в тоже время не мог без нее, ибо слишком сильно бьет по беззащитному существу реальность, а маска все ж какая — никакая, но защита. 

Что касается самого исполнителя роли Печорина Олега Даля, то это конечно безупречное попадание в образ. Даль всегда мечтал его сыграть, и его мечта сбылась. Да и в жизни он напоминал Печорина. Характер обоих, как речка с быстрым течением, с лежащими на дне тайными камнями. Олег Даль, как и Григорий Печорин был искренним только со своим дневником, дневник — то немногое, что осталось нам от него. Он такой, как надо: стойкий оловянный солдатик с невозмутимым лицом, с горящим и надменным взглядом. Возмутитель спокойствия, боец с ложью и ничтожеством. Но проблема в том, что он в этой битве один, а как мы знаем: «один в поле не воин»… 

И думал — молодость пройдет,
Душа предстанет безобразной 
И почернеет, как цветок, 
Мир обведет потухшим глазом. 

Холодный и язвительный стакан, 
 Быть может, выпить нам придется, 
Но все же роза с стебелька 
Нет — нет и улыбнется. 

Увы, никак не истребить 
Видений юности беспечной. 
И продолжает он любить 
Цветок прекрасный — бесконечно… 

1 комментарий:

  1. Совершенно ужасные погоны - что было в реквизите, то и нацепили.

    ОтветитьУдалить