понедельник, 23 декабря 2013 г.

М.Ю. Лермонтов и К.П. Брюллов

Автопортрет, 1848 г.
23 декабря 1799 года (214 лет назад) в Петербурге в семье академика орнаментальной скульптуры Павла Ивановича Брюллова родился Карл Павлович Брюллов - русский художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма. 

Брюллов видел в искусстве силу, способную возвысить личность в экстремальных ситуациях действительности – войнах, революциях, стихийных бедствиях. Более шести лет он работал над полотном «Последний день Помпеи», в котором так ярко отображены его раздумья об Апокалипсисе. В Москве, подружился с Пушкиным, посвятившим «Помпее» стихотворение «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом». Поэту импонировала вольнолюбивая натура художника, который свергал с пошатнувшихся пьедесталов кумиров и наполнял свои произведения правдой чувств в кульминационных моментах, разрушавших инерцию привычной жизни. Опережая свое время, он бросал вызов импрессионистам, экспериментируя с рефлексами солнечного света, а в поздний период творчества работал с геометрией плоскостей, что было потом воспринято модернистами. Он создавал в своих картинах подлинность документальности и монтажную ракурсность композиции. Профессор Академии художеств, он старался развить в своих учениках все самое лучшее, что было им отпущено самой природой. Среди его учеников – Айвазовский, Федотов, Ге, Шевченко. 
Карл Брюллов скончался (11) 23 июня 1852 года в местечке Манциана под Римом. Его картины разошлись по миру и хранятся не только в лучших музеях нашей страны, но и в коллекциях Италии и Америки. 

М.Ю. Лермонтов и К.П. Брюллов: жизненные и творческие связи 

Анализируя манеру Лермонтова-рисовальщика, исследователи определили близость его картин к наследию К.П. Брюллова (1799 - 1852). Так, Н.Н. Врангель в статье «Лермонтов-художник» писал: «Лермонтов ближе всего примыкает к Брюллову, то есть отражает, как и все дилетанты вообще, наиболее яркое и господствующее течение в искусстве». 
Поэт с юных лет был знаком с преданным учеником Брюллова М.Е.Меликовым (1818 − 1896). В Академии художеств под наставничеством Брюллова М.Е. Меликов учился с 1837г, до этого года жил в Москве. С Е.А.Арсеньевой в дружеских отношениях находился дядя М.Е. Меликова – герой Бородинского сражения П.М. Меликов. «Заметки и воспоминания художника-живописца» М.Е. Меликова ценны тем, что в них представлен яркий портрет Лермонтова: «В детстве наружность обращала на себя большое внимание: приземистый, маленький ростом с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти, с очень умными, черными ресницами … производили чарующее впечатление. Во время вспышек гнева они были ужасны. Я никогда не в состоянии был написать портрета Лермонтова… и, по моему мнению, один только К.П.Брюллов совладал с такой задачей, так как он писал не портреты, а взгляды (по его выражению, вставить огонь в глаза)». Однако внешность Лермонтова не произвела впечатления на К.П. Брюллова, хотя обычно в гостиных петербургского света художник присматривался, оценивал окружающее. Из воспоминаний ученика К.П. Брюллова М.Железнова стали известны детали встречи поэта и художника: «Одна петербургская дама, узнав, что Брюллов очень интересовался видеть Лермонтова, вздумала сделать ему удовольствие, познакомить его с Михаилом Юрьевичем у себя за обедом...».

Личная встреча Лермонтова с Брюлловым могла произойти и в салоне Карамзиных, о чем можно судить по воспоминаниям В.А. Соллогуба: «У них каждый вечер собирался кружок, состоявший из цвета тогдашнего литературного и художественного мира. Глинка, Брюллов, Даргомыжский, словом, что носило известное в России имя в искусстве, прилежно посещало этот радушный, милый, высокоэстетический дом». В этих же воспоминаниях приводится эпизод о том, как Лермонтов читал в гостиной Карамзиных свои стихотворения. Известны отзывы Брюллова на лирику Лермонтова, в которой художник находил отклики своим мыслям и переживаниям. Брюллов не выполнил портрет Лермонтова, портрет, который мог бы занять достойное место во всей портретной галерее художника. Но можно считать удивительным тот факт, что в живописном наследии самого поэта сохранился графический набросок мужского профиля, предположительно портрет К.П. Брюллова.

Предположительный портрет К.П. Брюллова, найденный в бумагах  М.Ю. Лермонтова 

Этот набросок был найден в бумагах Лермонтова и помещен в полном собрании сочинений поэта 1910 - 1913 гг. В этом же издании помещена статья Н.Н. Врангеля «Лермонтов-художник», в которой автор попытался атрибутировать рисунок и представил свое заключение: «Здесь на листе бумаги, рядом с головой какого-то неизвестного господина в очках, нарисован очень четко и метко характерный профиль Брюллова». 

Несмотря на отсутствие дружеского общения между Лермонтовым и Брюлловым, их творчество неоднократно перекликалось, для их произведений были характерны общие идеи и настроения, что обусловлено как принадлежностью русских гениев одной эпохе и одной культуре, так и самим феноменом гениальности, проявившемся в верной способности выделить главное, определяющее в череде исторических и просто бытовых событий.

Источники:

Комментариев нет:

Отправить комментарий