понедельник, 6 октября 2014 г.

Путеводитель по "Тарханам". Барский дом. Kомнаты Е.А. Арсеньевой

В мезонине барского дома четыре комнаты, две из них занимала бабушка. Первая комната Е.А. Арсеньевой представляет рабочий кабинет помещицы. Он обставлен мебелью конца XVIII - первой половины XIX века. Это гарнитур мягкой мебели, обтянутой малиновым штофом, секретер красного дерева, небольшой книжный шкаф с книгами по домашнему хозяйству. Здесь же подсвечники в вышитых бисером чехольчиках, портрет государыни Екатерины II. В кабинете Е.А. Арсеньевой представлены прижизненные издания произведений М.Ю. Лермонтова: юношеская поэма "Хаджи Абрек" и сборник его стихотворений. Поэт был строгим судьей своего творчества: в свой единственный прижизненный сборник, вышедший в 1840 году, он включил всего 26 стихотворений из 400 и 2 поэмы из 30, к тому времени им написанных. Он сам выбрал лучшее и вступил на литературное поприще, по словам Льва Толстого, "...сразу как власть имеющий". А.П. Шан-Гирей отмечал: "У него не было чрезмерного авторского самолюбия; он доверял себе, слушал охотно критические замечания тех, в чьей дружбе был уверен и на чей вкус надеялся, притом не побуждался меркантильными расчетами, почему и делал строгий выбор произведениям, которые назначал к печати".


Видное место в кабинете Е.А. Арсеньевой занимает портрет М.Ю. Лермонтова работы художника Ф.О. Будкина. Бабушка поэта заказала его по производству внука в офицеры Высочайшим приказом от 22 ноября 1834 года. "Наружность Лермонтова была очень замечательна. Он был небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные черные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он смотрел долго", - вспоминает И.И. Панаев. Другой современник Лермонтова, Александр Матвеевич Меринский отмечал: "Невысокого роста, широкоплечий, он не был красив, но почему-то внимание каждого и не знавшего кто он, невольно на нем останавливалось".

На секретере в кабинете Е.А. Арсеньевой находятся письма поэта к "милой бабушке". Внук присылал "с каждою почтою", очень добрые, заботливые, нежные письма: "Прощайте, милая бабушка, будьте здоровы и покойны на мой счет, а я, будьте уверены, все сделаю, чтоб продолжать это спокойствие. Целую Ваши ручки и прошу Вашего благословения. Покорный внук М. Лермонтов". Современники отмечали "чрезвычайную почтительность и нежность" внука к бабушке, и сама Елизавета Алексеевна писала об этом с радостью и благодарностью: "Милый, любезный друг Мишенька. Конечно, мне грустно, что долго тебя не увижу, но, видя из письма твоего ко мне, я плакала от благодарности к богу, что после двадцати пяти лет страдания любовию своею ты заживляешь раны моего сердца... Со слезами благодарю бога, что на старости лет послал мне тебя в утешение". Здесь же помещена прижизненная публикация поэмы "Хаджи Абрек" 1834 года. Поэма была опубликована в журнале "Библиотека для чтения" помимо воли автора. Дальний родственник поэта князь Н.Д. Юрьев, "после тщетных стараний уговорить Мишеля печатать свои стихи", отдал их, "тихонько от него", редактору журнала О.И. Сенковскому. Лермонтов, как вспоминают современники, "был взбешен", однако поэму никто не ругал и она даже имела "некоторый успех". Поэт продолжал писать, но еще не отдавал свои произведения в печать.

В спальне Е.А. Арсеньевой воссоздан типичный интерьер спален первой половины XIX века: кровать, накрытая покрывалом ручной работы крепостных мастериц, ширма, прикроватная тумбочка, на ней - ночной светильник, шипцы (съемы) для снятия нагара и стакан в подстаканнике, вышитые крестом ковер и картина, поставец красного дерева, заполненный посудой, туалетный стол (комод) Марии Михайловны ...








Комментариев нет:

Отправить комментарий