Полотно, предположительно, является копией (1828 г.), сделанной М.Ю. Лермонтовым с картины А.П. Лосенко «Андрей Первозванный» (1764 г., холст, масло, 91,5 x 73 см).
Из истории бытования картины известно, что она всегда находилась в Тарханах: первоначально в доме Арсеньевой, в образной комнате, где было много икон, а затем в приходской церкви Михаила Архангела. Об этом в 1890-х годах П.К. Шугаев — собиратель воспоминаний тарханских старожилов — писал: «Около левого клироса (церкви Михаила Архангела) есть образ Апостола Андрея Первозванного, без ризы, весьма древней и замечательной живописи, тоже пожертвованный Елизаветой Алексеевной».
Сейчас картина находится в экспозиции барского дома в образной комнате, на ее обратной стороне дата — 1828 год.
Долгое время считалось, что копию сделал неизвестный автор, но в 1972 году в процессе реставрации в левом нижнем углу была обнаружена надпись. В реставрационном заключении сказано: «После снятия лака в нижней части картины проявилась слабая надпись: Картина (второе слово неразборчиво) М.Ю. Лермонтова. Красочный слой надписи тонкий, сильно потерт, по характеру букв и по сохранности краски надпись старая».
Работа была направлена на Всесоюзную центральную научно-исследовательскую лабораторию консервации и реставрации, где было дано следующее заключение: «... при освещении картины ультрафиолетовыми лучами в ее нижнем углу проступает надпись, не обнаруженная на рентгенограмме. Вероятно она сделана краской, близкой по своему составу к краске фона картины. С помощью различных фотометодов удалось прочесть все же: «Картина... М.Ю. Лермонтова».
Установленная надпись сообщает, что писал картину Лермонтов в возрасте 14 лет. Вероятно ли это?
Как известно, рисовал Лермонтов с раннего детства. Обучение искусствам входило во все образовательные программы, в т.ч. и домашнего обучения, которое предусматривало изучение истории, географии, словесности, языков. Жаль, что никто из современников не назвал имени учителя, занимавшегося с юным Лермонтовым в Тарханах рисованием.
Когда поэт приехал в Москву и поступил в Университетский благородный пансион, его занятия рисованием становятся систематическими, оно считалось обязательным предметом, и вели его профессионалы-художники.
В письме 1827 года к «тетушке» Марии Акимовне Шан-Гирей Лермонтов пишет: «Заставьте, пожалуйста, Екима (А.П. Шан-Гирея) рисовать контуры, мой учитель говорит, что я еще буду рисовать их с полгода; но я лучше стал рисовать: однако ж мне запрещено рисовать свое». А еще через год: «Скоро я начну рисовать c (buste) бюстов... какое удовольствие! к тому ж Александр Степанович (Солоницкий) мне показывает также, как должно рисовать пейзажи».
Как видно из писем, Лермонтов уделяет большое внимание рисованию, его радуют удачи и продвижение вперед в этих занятиях. Конечно, «свое», то, что он рисовал до поступления в пансион, ему пришлось оставить, но его увлекало, по-видимому, все, связанное с живописью.
К периоду занятий Лермонтова с Солоницким относятся рисунки юного поэта «Ребенок, тянущийся к матери» и «Мадонна с младенцем» - перерисовка с эстампов, распространенных в то время. Сам Лермонтов относился к Солоницкому с доверием и доброжелательностью, ему передал тщательно переписанную тетрадку своих стихотворений. По-видимому, успехи Лермонтова в рисовании были изрядными, потому что инспектор пансиона М.Г. Павлов интересовался им и хранил у себя его удачные рисунки.
Известно имя еще одного лермонтовского учителя рисования. Это П.Е. Заболотский, у которого Лермонтов брал уроки, когда в 1832 году переехал в Петербург...
Возвращаясь к раннему — тарханскому — периоду жизни М.Ю. Лермонтова, когда он под руководством неизвестного нам наставника изучал живопись, к которой было у него особое тяготение, и рисовал «свое». Тогда он и мог сделать ученическую копию с картины Лосенко-мастера, чьи работы были широко распространены в эстампах. Вероятно, копия была далеко не мастерски сделана и учитель поправил и завершил работу. Он же, вероятно, сделал и надпись об авторстве своего ученика.
Копию можно считать работой юного М.Ю. Лермонтов. Во-первых, чувствуется еще слабое владение кистью, допущены явные погрешности в изображении рук, плеч, шеи и живота. Во-вторых, хотя в копии цепко схвачен и передан общий колорит оригинала и манера письма Лосенко, все-таки в работе уже просвечиваются характерные для самого Лермонтова особенности его живописного дарования — экспрессивность и резкость, совершенно чуждые автору оригинала.
Источник: книга Т.М. Мельниковой «И дышит непонятная святая прелесть в них...», л. 67-73
Образная. Барский дом в "Тарханах" |
Образная. Барский дом в "Тарханах" |
Комментариев нет:
Отправить комментарий